Фэндом

Spir.jpg

М.А. Спиридонова. 1931 г.

Спиридонова, Мария Александровна
(1884-1952) - русская революционерка, одна из руководителей партий левых эсеров и "Народная воля".

Родилась в Тамбове в семье коллежского секретаря. В 1902 г. окончила Тамбовскую женскую гимназию. Работала конторщицей в губернском дворянском собрании. От скуки примкнула к местной организации эсеров, вступила в боевую дружину партии. В марте 1905 года была арестована за участие в демонстрации, но вскоре отпущена.

16 января 1906 г. на вокзале Борисоглебска в упор расстреляла советника тамбовского губернатора Г. Н. Луженовского, отвечавшего за борьбу с бандитизмом в губернии во время беспорядков 1905-ого г. Выездной сессий Московского военного окружного суда приговорена смертной казни через повешение, замененой в последствии бессрочной каторгой, которую отбывала на Нерчинской каторге.

После февральских событий 1917 г. освобождена по распоряжению министра юстиции А. Ф. Керенского и в мае приехала в Москву, где стала играть одну из главных ролей среди левых эсеров.

Восторженно приняла Октябрьский переворот, активно выступала за сотрудничество с большевиками, поддерживала их по вопросу Брестского мира.

В период апреля-июня 1918 г., после введения большевиками продовольственной диктатуры и начала грабежа деревни, несмотря на резкое осуждение выхода левых эсеров из СНК, перешла в лагерь политических противников большевиков.

6 июля 1918 г. после выступление левых эсеров , в числе других руководителей партии, была арестована и отправлена на гауптвахту в Кремль. 27 ноября 1918 г. большевистский Верховный ревтрибунал  амнистировал и освободил её за "особые заслуги перед революцией".

22 января 1919 г. снова арестована ЧК. Ревтрибуналом была признана виновной в клевете на советскую власть и помощи тем самым контрреволюции и изолирована от политической и общественной деятельности на год, отправлена в Кремлёвскую больницу. В апреле  бежала оттуда с помощью эсеровского ЦК и находилась на нелегальном положении, на котором осталась и после падения Советской республики. Поддерживала активные контакты с большевистским подпольем, пыталась вести антиправительственную пропаганду, призывала к вооруженному сопротивлению "диктатуре кровавых белых генералов".

С нормализацией общественно-политической жизни в стране в 1920-1922 гг. и утратой левыми эсерами какого либо влияния в массах начала постепенно разочаровываться в политической деятельности. В 1922 г. была инициатором создания на базе бывшей Партии левых эсеров партии "Народная воля" и стала ее председателем. Партия, байкотировавшая  выборы в Учредительное собрание (что нанесло еще больше ущерба ее репутации), легализовавшаяся в 1930 г., превратилась в конце концов в малозначительную левацкую группировку.

В 1933 г. перессорившись со своими бывшими соратниками  сложила пономочия , вышла из партии и отошла от политической деятельности. Вышла замуж, работала экономистом-плановиком в конторе Госбанка в Тамбове. Литераторствовала. Автор "Истории Партии левых социалистов-революционеров".

Скончалась в Тамбове в 1952 г. Похоронена на Петропавловском кладбище.

Также на Фэндоме

Случайная вики