ФЭНДОМ

Предыстория. Сапотеки

Около 600 года до н.э. в Долине Оахака сапотеки изобрели свою письменность, которая является старше майяской и миштекской. Также в это время сапотеки изобретают и начинают использовать календарь. Появляются самые первые монументы памятники сапотекской цивилизации с символическими знаками.

500 год до н. э. - год основания Монте-Альбана. С этого момента начинается период Монте-Альбан I, который продолжался до 200 гг. до н.э. В это время происходит возникновение и становление сапотекского государства в долине Оахака. Также в этот период было покрыто резьбой, посвящённой военной тематике, свыше 300 каменных монументов.

В период между 250 и 1 гг. до н.э. в Монте-Альбане был сооружено здание J, названное так впоследствии из-за сходства по своей форме с данной буквой латинского алфавита. В это время население города составляло около 10000 жителей.

200 г. до н.э. - 100 г. н.э. - этап Монте-Альбан II. Сапотеки уже сформировали своё государство, а город Монте-Альбан был административным центром всей долины и покрывал территорию более 1 км2.

Правящим классом в Монте-Альбане могли, в конечном итоге, стать местные олигархи, с их родственной привязанностью к родным землям. Что касается политической системы, то их трон часто переходил к наиболее компетентному или имеющему достаточную власть князю, вне зависимости от порядка рождения. Можно говорить, что, скорее должность, чем личность были важны для положения в обществе.

Хотя у Сапотеков не было единого бога, они выделяли верховного бога, который был без начала и конца, который создал все, но сам не был создан, но он был настолько безграничен, и бесплотен, что даже ни одного изображения его не было сделано. Это высшее существо, в свою очередь, создало себе компанию в виде могущественных сверхъестественных сил, включая молнию, солнце, землетрясение, огонь и облака, которые взаимодействовали с Сапотеками, однако их нельзя считать, например, аналогом греко-римских богов. Следует также добавить, что важным моментом сапотекской религии было почитание предков, и в особенности поклонение царским предкам.

Первые контакты

98 год Корабли беглецов из разграбленного Дельфинополя шли, следуя периплу Клеотера. Они двигались вдоль побережья месяц за месяцем, пережидая бури и штормы в удобных бухтах и реках. Но ближе к концу пути один из кораблей не успел укрыться и разбился у побережья земли, которую в ином мире назовут Коста-Рикой, здесь же носящей имя перешейка Харона. К счастью, большая часть людей (чуть меньше семидесяти) спаслась, удалось сохранить и припасы и даже коней и коз. Они начали обустраиваться на новом месте, но непривычный климат губил их одного за другим. К счастью, на них наткнулись купцы из поселений западного побережья, предложившие пришельцам из за моря(очевидно из другого мира) пойти с ними. Беглым Эльпидцам было что предложить местным: кузнечное дело, пшеница, разведение коз, в итоге их приняли с почетом и уважением. Участвуя в походах вместе с местными они помогали одерживать победы и захватывали себе пленных. Но все же жизнь среди диких племен после Дельфинополя для эльпидских аристократов была малопривлекательна.

106 год Однажды к берегу причалили торговые плоты с севера. Это были купцы земли Беенаа, известные нам как сапотеки. Их одежда и товары и само поведение, да и рассказы свидетельствовали и культуре и городах. Соблазн оказался слишком велик. С купцами на север были отправлены послы с предложением разрешить им поселиться в их земле, обещая в обмен раскрыть свои секреты. В подарок предводителям и для демонстрации было послано оружие. Согласие было получено и переселение состоялось.

Создание империи

107 год - остатки колонистов, оставив по пути некоторое количество человек среди чибча, оседают на побережье Теуантепека, строят небольшое поселение и обзаводятся хозяйством. Колония названа Нереей.

109 год - налажена регулярная торговля греческих колонистов с сапотеками. В Данибаане на постоянной основе селятся несколько ремесленников с семьями и пара купцов, в Нерее появляется небольшой сапотекский квартал.

112 год - пять жеребят и десяток и коз были отправлены в подарок правителю Данибаана... Он был впечатлен и приказал доставить странных пришельцев ко двору. Там верховный жрец Диодор смог вступить в диспут с местными служителями культа... Как не удивительно до кровопролития не дошло. Служители культа оказались довольно вежливыми и любознательными людьми, человеческие жертвоприношения практиковали редко, зато уже умели пользоваться иероглифической письменностью, и их весьма заинтересовал греческий алфавит.

120-е годы - сапотеки осваивают самостоятельную плавку металлов, греки начинают выращивать кукурузу. Местные жрецы смогли приспособить новую письменность для своего языка и ведения повседневных записей. Неизбежный результат - "полки нового строя" сапотеков не имеют равноценного противника в регионе, конница увеличивается в числе, и при этом бурно растет население активно начавшее использовать железные орудия в сельском хозяйстве и разводить полноценный скот, а не только собак и индеек.

133 год - сапотеки впервые используют конницу в военных целях при набеге на соседей

150 год (приблизительно) - численность населения сапотекской державы достигла 200 тыс. человек, включая завоеванные племена и ее влияние распространилось на значительную часть современного штата Оахака. С другой стороны жители Нереи подверглись сильной культурной ассимиляции, греческий язык еще сохраняется как культовый и язык потомственной элиты, но в быту доминирует сапотекский, в том числе и среди потомков греческих колонистов. покоряются родственные им миштеки и отоми, большая часть региона становится сапотекоязычной.

162 год - сапотекские армии впервые выходят за пределы исходной территории, предпринимая походы на майя и в долину Мехико, к этому моменту они уже располагают конным ядром армии (несколько тысяч легко вооруженных кавалеристов) и многочисленным пехотным ополчением использующим копья и топоры с железными наконечниками

170...200 годы - сапотеки завоевывают юго-западную часть территории майя (современный мексиканский штат Чиапас) и большую часть долины Мехико. В этом им способствует слабость этих регионов набегами ниархов и одновременно ослабление этих набегов из-за внутренних неурядиц в Мегалии и соперничества Дахии и Посейдонии.

Беенаа карта

Империя Беенаа к 200 г. н.э.

К 200 году сапотеки представляют собой агрессивную экспансионистскую империю с населением около 1,2 миллиона человек, несколькими крупными городами (в первую очередь Данибаан и частично реанимированный Теотиуакан) и весьма боеспособной армией. Силы способной ей противостоять в регионе просто нет. Майя раздроблены на множество городов-государств и ослаблены постоянными набегами соседей, остальное население - разрозненные и плохо вооруженные племена. Сапотекская армия представляет собой массу пехоты (стеганые хлопковые жилеты и шапки, тростниковые, усиленные кожей щиты, копья и дротики с металлическими наконечниками /иногда продолжают использоваться и каменные или просто обожженные на огне заостренные навершия/ ножи, топорики и палицы) и небольшое ядро конницы (седла и стремян нет, вооружение в целом идентично пехотному, но более качественное, шлема усиливаются металлическими накладкам и богато украшаются). Развивается письменность и религиозная практика, строятся дворцы, храмы, дороги и крепости. Появляются зачатки рабовладения и денежной системы. Сапотеки уже имеют развитую цивилизацию поэтому не эллинизируются, а лишь активно осваивают новые знания. Массовые жертвоприношения не принимают ацтекских масштабов (имхо это все же более позднее, плюс какие-то элементы греческой философии наверняка просочатся и приведут к принципиально иному развитию всей мезоамериканской культурной традиции), впрочем традиционной жестокости местных обычаев это не отменит.

Настала эпоха великой империи Бенаа.