Фэндом

Степан Николаевич Халтурин
Фотография
Род деятельности: Рабочее движение
Направление: Социализм, Тред-юнионизм
Рождение: 21 декабря 1856 (2 января 1857)

деревня Халевинская, Российская Республика

Смерть: 19 апреля (1 мая) 1897

Ревель, Российская Республика

Образование: Орловское Училище
Гражданство: Российская Республика

Степан Николаевич Халтурин (21 декабря 1856 (2 января 1857) года, деревня Халевинская — 19 апреля (1 мая) 1897 года, Ревель) — деятель российского рабочего движения, один из лидеров «Северно-русского рабочего союза».

Биография

Степан Халтурин родился в деревне Халевинская, Орловский уезд, Вяткая губерния, Волжской области в семье зажиточных крестьян. В 1871 году окончил Орловское уездное училище, во время учёбы много читал и увлёкся народнической литературой. В 1874 — 1875 годах учился в Вятском техническом училище, приобрёл профессию металлурга.

В 1875 году переезжает в Петербург, где устроился на работу в Путиловский завод. Отличался усердием, чем и был замечен в верхах. Вскоре он знакомиться с активистами рабочего движения в Петербурге (Георгием Плехановым и другими). Очень быстро рабочий-провинциал не просто освоился среди активистов, но выдвинулся на первые роли, как талантливый пропагандист. Он принимал участие в создании первой профсоюзной организации рабочих в России — «Северно-русского рабочего союза».

Халтурин убеждал всех, что необходимо развивать рабочую солидарность и единство рабочего движения за права, но ни в коем случае не вступать на путь террора и насилия. Приход к власти в России Бориса Чичерина остановил рабочие реформы. Начался медленный подъём рабочего движения.

Профсоюзный лидер

Северно-русский рабочий союз

Хотя законодательно никаких профсоюзов в России не было, но фактически в 1878 году был создан первый из них «Северно-русский рабочий союз», который в начале был рабочим кружком Путиловского завода. Вскоре была организована коммунальная квартира, на которой происходили собрания кружка. В ходе таких собраний обсуждались социалистические идеи, в том числе и марксистская экономическая теория.

Памятник Халтурину.jpg

Памятник Степану Халтурину

На одном из таких собраний отличился Степан Халтурин, который благодаря своему ораторскому мастерству смог стать лидером рабочего союза.

В декабре 1878 года были приняты устав и программа, которые были опубликованы в январе 1879 года в виде листовки «К русским рабочим!». Либерально-консервативное правительство России во главе с Борисом Чичереным увидело в начавшемся движении опасность. Так в 1881 году Народное Вече приняла закон о запрете рабочих объединений, а в 1883 году был принят закон о цензуре, который впервые с Декабрьской Революции вводил ограничение на свободу слова.

Арест

После того, как давление на рабочий класс усилилось Степан Халтурин был вынужден уйти в подполье. Во время первомайской манифестации в честь прав рабочих 1884 года Степан Халтурин встал на трибуну и произнёс речь перед толпой, за что вскоре был арестован. В августе 1884 года решением Верховного Собора было принято решение об амнистировании Халтурина, в связи с арестом, "противоречащему конституции и принципу свободы слова".

Развитие профсоюзного движения

Новость об освобождении борца за права рабочих быстро разнеслась по городам. В крупнейших промышленных городах прокатились волнения, а протесты прибавили авторитета и славы Степану Николаевичу. 17 октября 1884 года партия «Народный Союз» выступила на стороне борца за свободы и права. Спустя некоторое время партия из собственных фондов начала спонсировать движение рабочих во главе с Халтуриным.

Халтурин.jpg

Халтурин после тюрьмы

Известность и новые политические ресурсы укрепили позиции Халтурина. Начиная с 1885 года он активно организует рабочее движение сначала в Санкт-Петербурге, а затем и в других городах севера России. Северно-русский рабочий союз становится всё более массовым от чего начинается сопротивление и самих собственников фабрик и заводов.

Российские предприниматели в те годы разделяются во мнении как взаимодействовать с набирающим силу рабочим движением: одни считаю, что необходимо выполнять наиболее насущие требования, тем самым остужая пыл рабочих, другие же считают, что нужно бороться с ним.

Так в 1887 году по России прокатилась волна увольнений наиболее активных представителей профсоюзов, а местные власти в сговоре с руководителями фабрик разгоняли митинги и шествия в защиту своих прав.

В условиях роста числа мигрантов из деревней ценность рабочих кадров была невелика и уволенных тут же заменяли другими рабочими.

Забастовка печатников в Москве в начале 1891 года очень быстро распространилась по всему городу. Используя момент, Степан Халтурин направляется на Петербургский железнодорожный узел, где агитирует рабочих поддержать коллег из Москвы. Вскоре значительная часть Петербургских заводов оказываются не в состоянии работать из-за стачек рабочих. К началу марта в забастовке участвовало уже почти 1,5 млн. человек.

Такой огромный охват позволил рабочему движению добиться колоссальных успехов: сокращения продолжительности рабочего дня до 10 часов, повышения заработной платы, снижения тарифов. Была введена система коллективных договоров рабочих с предпринимателями, регламентирован порядок организации работы и отдыха. Влияние Северно-русского рабочего союза значительно выросло, объединив в своих рядах более 100 тысяч рабочих.

Убийство

Последнее выступление Халтурина.png

Последнее выступление Степана Халтурина перед рабочими

Начавшееся в апреле 1897 году выступление на одном из корабельных заводах Ревеля было организовано ячейкой Северно-русского рабочего союза, с целью восстановить 50 рабочих и поднять заработную плату сокращённую месяцем ранее. Попытки полиции восстановить порядок не увенчались успехом, однако дух рабочих падал. Тогда Степан Халтурин отправился на завод, чтобы поддержать рабочих. 19 апреля (1 мая) едва сойдя с поезда Степан Николаевич был окружён рабочими с фабрики, которые всю дорогу сопровождали его, чтобы защитить от полиции. В два часа дня Степан Халтурин взошёл на трибуну с которой начал свою речь в поддержку бунта. Как только речь была закончена во время оваций раздался выстрел с одной из крыш. Убийца поразил Халтурина прямо в голову не оставив ему шансов выжить.

Также на Фэндоме

Случайная вики