Фэндом

Т-2 Змей Горыныч
Изображение
Классификация: лёгкий танк
Годы производства: 1915-1917
Годы эксплуатации: 1915-1922
Количество выпущенных единиц: 800
Боевая масса: 20 тонн
Экипаж: 5 чел.
Скорость: 16 км/ч
Размеры
длина:
ширина:
высота
:

7670 мм
3170 мм
3125 мм
Бронирование
лоб корпуса:
борт корпуса:
башня
:

15 мм
7 мм
15 мм
Калибр пушки:
Пулеметы
:
87 мм
1х7,62 мм и 1х12,7 мм

Танк Т-2 "Змей Горыныч" - русский танк времён Первой Мировой войны. Сконструирован на тракторном заводе Аксай (Царицын).

История

Своим появлением танки обязаны Первой мировой войне. После относительно краткого начального маневренного этапа боевых действий на фронтах установилось равновесие (т. н. «окопная война»). Глубоко эшелонированные линии обороны противников было сложно прорвать. Обычный способ подготовить наступление и вклиниться в оборону противника состоял в массированном использовании артиллерии для разрушения оборонительных сооружений и уничтожения живой силы с последующим вводом в прорыв своих войск. Однако выяснилось, что по перепаханному взрывами, с разрушенными дорогами, перекрываемому к тому же перекрёстным огнём с флангов участку «чистого» прорыва не удаётся ввести войска достаточно быстро, к тому же противник по действующим железнодорожным и грунтовым дорогам в глубине своей обороны успевал подтягивать резервы и блокировать прорыв. Также развитие прорыва затруднялось сложностью снабжения через линию фронта.

Ещё одним фактором, превращавшим маневренную войну в позиционную, являлось то, что даже длительная артподготовка не могла полностью уничтожить все проволочные заграждения и пулемётные гнёзда, которые затем сильно сковывали действия пехоты. Бронепоезда зависели от железнодорожных путей. В результате возникла мысль о принципиально новом самоходном боевом средстве с высокой проходимостью (добиться которой можно было только с помощью гусеничного шасси), большой огневой мощью и хорошей защищённостью (хотя бы против пулемётного и винтовочного огня). Такое средство могло бы с высокой скоростью преодолевать линию фронта и вклиниваться в глубину обороны противника, осуществляя, по крайней мере, тактические обходы.

Решение о постройке танков было принято в 1915 году практически одновременно в Великобритании, Франции и России. В России в этом больше всего преуспел коллектив завода Аксай, который имел опыт создания бронеавтомобилей.

Описание

Корпус танка — коробчатой формы клёпано-сварной (из стальной катаной брони). Корпус собирался из катаных бронелистов толщиной от 7 до 15 мм, сваренных между собой встык. Для увеличения обзора механика-водителя и уменьшения мёртвого пространства перед танком передняя часть корпуса была скошена. В целях увеличения защищённости стыки верхнего переднего наклонного, лобового вертикального и переднего листа днища прикрывались дополнительными наугольниками.

Функционально корпус делился на четыре отделения: управления, боевое, силовое и отделение силовой передачи. Боевое отделение отгораживалось от моторного перегородкой с люком для доступа к двигателю. Экипаж танка состоял из пяти человек: механика-водителя; командира, выполнявшего также функции наводчика; заряжающего пушки и двух стрелков пулемётных башен.

Башни танка размещались в два яруса. На первом располагались две малые пулемётные башни, на втором — главная башня с пушечным вооружением.

Как и корпус, главная башня выпускались клёпано-сварной. Башня имела эллиптическую форму с развитой кормовой нишей и собиралась из катаных бронелистов толщиной 10—15 мм. Крыша башни была усилена рёбрами жёсткости, выполненными в форме выштамповок в виде большой звезды и двух полос с закруглёнными краями. Механизм поворота башни оснащался ручным приводом.

Малые пулемётные башни по своему устройству, круглые, с выступом в передней части для шаровой установки пулемёта, и различались только размещением смотровых щелей и амбразур для стрельбы из личного оружия. Привод поворота башни — ручной.

Основным вооружением танка, является установленная в главной башне 87 мм горная пушка. Попытка установки полевой пушки не увенчалась успехом, в виду сильной её отдачи. В малых башнях располагался один 12,7 мм пулемёт и 7,62 мм пулемёт Мосина-Фёдорова.

Танк оснащён 8-цилиндровым бензиновым двигателем , мощностью 105 л.с.

Оценка

Т-2 в целом был удачной машиной, достаточно совершенной для своего времени, что и показали его боевое применение. Единственным крупным его недостатком, являлась слабая надёжность двигателя и трансмиссии. Так вовремя наступления в Польше 17 года, Первая бронеходная бригада потеряла четверть своих танков, только 10 которых были выведены из строя умелыми действиями немецких артиллеристов. В прочим, все вышедшие из строя по техническим неполадкам танки, были отремонтированы в полевых условиях за короткое время.

В 1922 году все танки были сняты с вооружения, а в 1923 году переданы сторонникам Юань Шикая, где и были постепенно все уничтожены.

По неподтверждённым сведениям, около десятка танков Т-2 находилось в распоряжении войск Мустафы Кемаль-паши.

Также на Фэндоме

Случайная вики