ФЭНДОМ

Малодушие — удел ничтожных. Тот, чьё сердце твердо, чьи поступки совершаются в согласии с его совестью, будет отстаивать свои принципы до конца своей жизни.
Это опасный человек — он действительно верит в то, что говорит. (Уильям Питт)
Томас Пейн
Thomas Paine
Пейн

Штандарт консула Британии
1-й Консул Британской республики
Всевидящее Око
30 августа 1786 — 8 июня 1809
Предшественник: должность учреждена
Преемник: Эдвард Фицджеральд
 
Гражданство: Великобритания Королевство Великобритания
Флаг Британии ДЗК Британская республика
Рождение: 29 января 1737
Тетфорд, Норфолк, Королевство Великобритания
Смерть: 8 июня 1809 (72 года)
Лондон, Британская республика
Похоронен: Вестминстерское аббатство, Лондон, Британская республика
Отец: Джозеф Пейн
Мать: Франсез Коук
Супруга: Мэри Ламберт и Элизабет Оллайв
Партия: Радикальная партия
Деятельность: политик, прозаик, публицист
 
Автограф: Автограф Пейна

Томас Пейн, также Пэйн, иногда Пэн (англ. Thomas Paine; 29 января 1737 года, Тетфорд, Королевство Великобритания — 8 июня 1809 года, Лондон, Британская республика) — британский революционер, государственный деятель, писатель, философ и публицист. Первый консул Британской республики, прозванный «отцом-основателем Республики».

Томас Пейн был видным деятелем Великой английской революции, будучи одним из участников похода на Вестминстер и инициатором создания Лондонского совета, а затем — ликвидации монархии, провозглашения Британской республики и принятия Народной хартии. В 1786 году Пейн был избран консулом (главой государства) республиканской Британии. Этот пост он занимал до своей смерти в 1809 году, успешно проведя реформы, коренным образом изменившие внутреннее устройство Британии и ликвидировавшие остатки феодальных пережитков. Годы консульства Пейна пришлись на времена Первой и Второй революционных войн, в ходе которых Британия успешно отстояла свою независимость и утвердилась как великая держава.

До настоящего времени Томас Пейн остаётся одним из наиболее почитаемых деятелей как в Британской республике, так и среди республиканцев и сторонников левых идей по всему миру. Его труды «Здравый смысл», «Права человека» и «Век разума», проникнутые верой в демократию, народный суверенитет и торжество разума, считаются памятниками эпохи Просвещения.

Детство и юность

Томас Пейн родился 29 января 1737 года в Тетфорде, в графстве Норфолк в Англии. Он происходил из небогатой квакерской семьи; его отцом был Джозеф Пейн, ремесленник, делавший канаты для парусных судов. Образование Пейна было ограничено местной школой, в которой он даже не выучил латыни; проучившись пять лет, Томас стал подмастерьем у собственного отца, а затем некоторое время служил капером.

В молодости Пейн жил в бедности, сначала работал в мастерской, затем пытался безуспешно заниматься торговлей, а позже служил в акцизной конторе. В 1759 году Томас женился на Мэри Ламберт, однако его супруга вскоре умерла при родах. В 1768 году Пейн переехал в город Льюис в Сассексе, место с традиционными антироялистскими и республиканскими настроениями, восходящими к революционным событиям XVII века. Там Томас Пейн был впервые вовлечён в общественную деятельность, став членом окружного суда и участником местного приходского собрания, в обязанности которого входило взимать налоги и десятины для распределения их среди бедных; параллельно Пейн активно занимался самообразованием. В 1771 году Пейн во второй раз женился на Элизабет Оллайв, дочери владельца табачной лавки, однако уже в 1774 году расстался с ней.

Зная о его способностях к красноречию, начальство попросило его написать прошение повысить зарплату. Он написал письмо к правительству, по каким-то причинам его перечитывать не стали и отправили. В нём Пейн с детской непосредственностью написал: «Повысьте нам, пожалуйста, зарплату, а то она у нас такая маленькая, что нам ничего не остаётся, как брать взятки». И подробно описал, кто берёт, когда и сколько. После этого всю акцизную контору отправили под суд. Однако сам Пейн успел скрыться, сел на корабль, направляющийся в Америку, с рекомендательным письмом от своего друга Бенджамина Франклина, с которым познакомился в Лондоне.

В Северной Америке

Бен Франклин

Бенджамин Франклин, друг и покровитель Пейна

30 ноября 1774 года Томас Пейн прибыл в Филадельфию. Он чудом пережил трансатлантическое путешествие; на корабле процветала антисанитария, и пять пассажиров умерли от брюшного тифа, а сам Пейн был настолько слаб, что врач Бенджамина Франклина, встречавший его в Америке, был вынужден ухаживать за ним шесть недель, прежде чем Пейн полностью выздоровел. При покровительстве Франклина Пейн занялся в Америке предпринимательством. Он инвестировал в рискованные проекты, в частности, связанные со строительством мостов, которые рассматривал как выдающееся «изобретение человечества, позволяющее овладеть природой, не беспокоя её власти и не разрушая её красоту».

В Северной Америке Пейн впервые проявил себя как публицист, став редактором журнала «Pennsylvania Magazine» и издавая статьи, в которых он критиковал английские колониальные власти и налагаемые ими налоги и пошлины. Томас Пейн познакомился со многими видными деятелями местного оппозиционного движения, такими как Томас Джефферсон, Бенджамин Раш и Джон Адамс. Тогда же он впервые столкнулся с распространённым в те годы в североамериканских колониях рабством чернокожих; с отвращением воспринимавший любое порабощение человека человеком, он издал статью «Африканское рабство в Америке» (African Slavery in America, март 1775), содержавшей одно из первых изложений идеологии аболиционизма; под её влиянием было создано первое в Америке аболиционистское общество. Благодаря изданным сочинениям Пейн вскоре сделался одним из самых популярных людей в Америке.

Участие в революции

«Здравый смысл»

Король только и делает, что воюет и раздаёт должности; иначе говоря, разоряет нацию и сеет в ней ссоры. Хорошенькое занятие для человека, получающего в год восемьсот тысяч фунтов стерлингов и вдобавок боготворимого! Один честный человек дороже для общества и для Господа, чем все коронованные негодяи, когда-либо жившие на земле.
Молодой Пейн

Томас Пейн в 1780-х

В 1783 году Томас Пейн вернулся в Англию, как раз накануне революционных событий. В это время страна была охвачена правительственным и парламентским кризисом; британское общество было порядочно утомлено политикой короля Георга III, его расточительным отношением к финансам государства, вовлечением Британии в разорительные войны и нежеланием проводить реформы. 24 марта 1784 года Георг III объявил о роспуске парламента и проведении новых выборов. Эти выборы вызвали невиданный подъём политической активности и сопровождались изданием многочисленных брошюр и памфлетов, авторы которых излагали свои взгляды на проблемы дня и формулировали самые различные социально-экономические и политические требования.

Не был исключением и Томас Пейн — в апреле 1784 года им была издана брошюра «Здравый смысл» (англ. Common Sense). Изначально брошюра была анонимной, поскольку в ней высказывались крайне дерзкие даже по тем временам идеи. Так, Пейн развенчивал надежды народа на заступничество короля и объявлял монархию противоестественным способом правления, а примеры некомпетентных или никчёмных монархов он в изобилии черпал из Ветхого Завета. Самого же Георга III Пейн назвал «царственным чудовищем», лично ответственным за все несправедливости, творимые в отношении британского народа, и доказывал, что каждый народ имеет полное право устроить у себя правительство, какое ему нравится. Эмоциональность памфлета, его слог, понятный как аристократам, так и простолюдинам, тон повествования, легко переходящий от возвышенного к самому грубому, позволили «Здравому смыслу» завоевать любовь аудитории. Феноменальному успеху трактата способствовало то, что он распространялся практически бесплатно, ибо Пейн отказался от авторских прав на своё произведение.

Хотя почти сразу после своего выхода в тираж «Здравый смысл» был запрещён правительством, однако это нисколько не помешало его популярности, и в свет вышло более 200 тысяч его экземпляров. «Здравый смысл» цитировался на митингах, светских вечерах и в лондонских пабах. По словам Чарльза Фокса, брошюра Пейна произвела настоящий переворот в умах, настроив значительную часть общественности как против самого короля, так и против института монархии в целом.

Вождь радикалов

12 июня 1784 года Палата общин была распущена, а вожди оппозиции Фокс, Бентинк и Бёрк были отправлены в лондонский Тауэр. Весть об этом быстро разнеслась по столице и вызвала сильнейшее возмущение лондонцев, которые собирались на улицах и в парках, вокруг ораторов, выступающих с речами, в которых те призывали не смиряться с распоряжениями короля. В Гайд-парке выступили лидеры наиболее радикальной, прореспубликански настроенной части оппозиции — Томас Пейн и Джон Картрайт; Пейн произнёс перед толпой воодушевлённую речь, встреченную бурными овациями:

Поднимаем народ

Выступление Томаса Пейна перед народом

Граждане! Наш долг перед нацией и перед самими собой обязывает нас выступить в защиту свободы! Вы, осмеливающиеся противостоять не только тирании, но и тирану, сделайте шаг вперёд! Настало время испытать силу человеческой души!

Протестующие направились в центр Лондона, скандируя революционные лозунги; начались уличные бои, а на следующий день под руководством Пейна и Картрайта начало формироваться народное ополчение, которое стало ядром будущей Национальной гвардии. Вместе с Картрайтом и перешедшим на сторону возмущённых лондонцев генералом Генри Клинтоном Пейн фактически руководил действиями восставших, их походом на Сент-Джеймс и Вестминстер. В итоге Георг III был вынужден вновь созвать парламент и назначить новое правительство.

2 июля был создан революционный Лондонский совет, который формально стал высшим органом местного самоуправления в столице, однако фактически стал параллельным органом власти, собравшим все наиболее решительные силы революции. В Совет вошли Пейн, Картрайт, ирландский аристократ Эдвард Фицджеральд, добровольно отказавшийся от титула лорда, а также ряд других радикальных деятелей. На заседаниях Лондонского совета звучали самые решительные и радикальные требования по тем временам — всеобщее избирательное право для мужчин, полная свобода вероисповедания, равенство в уплате налогов и в праве занимать гражданские, военные и церковные должности, отмена аристократических и церковных привилегий, независимые и избираемые народом суды, ликвидация рабства.

Осенью 1784 года состоялись новые выборы в Палату общин, по итогам которых к традиционным фракциям тори и вигов добавилась третья — радикалы, вождём которых и стал Пейн; число депутатов-радикалов составляло около трети от общего числа. Больше всего мест получила партия вигов, а партия тори оказалась на периферии политики, набрав менее четверти голосов.

Выборы в Палату общин (сентябрь — ноябрь 1784)
Партия Лидер Результат Места
Виги Чарльз Джеймс Фокс 44,6%
249 / 558
Радикалы Томас Пейн 34,6%
193 / 558
Тори Уильям Питт 20,8%
116 / 558

Однако партия вигов фактически раскололась — левое крыло, во главе с Фоксом, поддерживало продолжение реформ и большинство инициатив радикалов, в то время как правое крыло во главе с Бёрком и Бентинком считало преобразования, проведённые правительством Уильяма Питта, в целом достаточными. В нижней палате парламента началась жёсткая борьба между «левой» и «правой» фракциями. Пейн постоянно выступал в Палате общин, оппонируя консервативным парламентариям; хотя из-за провинциального акцента его поначалу подвергали насмешкам, однако со временем лидер радикалов завоёвывал всё большую популярность.

Друзья народа

«Друзья народа»: карикатура на Томаса Пейна и его соратника Джозефа Пристли

Постепенно противостояние между умеренным и радикальным крылом революции всё более накалялось. Умеренные в лице Питта-младшего, Бёрка, Бентинка и Виндхэма считали, что события выходят из-под контроля и стремились приостановить развитие революции, повысив избирательный ценз, ограничив свободу печати и активность клубов. Политические противники яростно бичевали Пейна и его сторонников; в свою очередь, радикальные и сочувствующие им издания, такие как «Северный британец» Джона Уилкса, «Английское обозрение» Гилберта Стюарта и «Друг народа» Джона Марата, обрушивались с критикой на Питта.

Падение монархии

Бегство королевской семьи в Чатем было воспринято как предательство со стороны монарха и предопределило радикализацию революции. Республиканские настроения охватили большую часть депутатов палаты общин; раздавались призывы даже судить Георга III, как изменника, тирана и врага Отечества. «Здравый смысл» Пейна разошёлся новым, ещё большим тиражом, причём подписанный именем автора, которому теперь за это не грозили преследования; в «Английском обозрении» и «Друге народа» печатались статьи, критиковавшие сам институт монархии в принципе. В сентябре 1785 года Пейн выступил в палате общин с речью против короля:

Я призываю самых горячих защитников политики примирения показать хотя бы одно преимущество, какое Британия может получить, терпя и дальше власть человека, который не единожды шёл против своего народа и отказался принять Хартию. Я повторяю этот вызов: таких преимуществ нет.

Путч роялистов и умеренных 29 сентября 1785 года окончился провалом, а все его участнкии, кроме находившегося во Франции Эдмунда Бёрка, были арестованы. В октябре над заговорщиками начался суд, закончившийся вынесением смертного приговора за государственную измену. Согласно старому закону, виновных в этом преступлении ждала мучительная казнь путём повешения, потрошения и четвертования, однако по настоянию Пейна и Фокса она была заменена отсечением головы. 27 октября Питт, Бентинк, Виндхэм и Дженкинсон были казнены в Тайберне при большом стечении народа. 5 ноября 1785 года Георг III был низложен палатой общин и вместе с семьёй отправлен в Тауэр.

Суд над Георгом III

Суд над Георгом III

В январе 1786 года начался суд над королём Георгом, которого на тот момент уже звали гражданином Джорджем Вельфом; параллельно шёл судебный процесс над его старшим сыном, бывшим принцем Уэльским. Томас Пейн был одним из судей этого процесса, и в своих ярких и эмоциональных выступлениях на каждом судебном заседании обличал преступления короля. Однако когда встал вопрос о мере наказания для короля, многие судьи, в особенности судьи-радикалы, выступили за смертную казнь для короля и наследника. Пейн же неожиданно выступил против, предложив отправить короля вместе с семьёй в ссылку в Америку «ради перевоспитания», однако после уговоров своих однопартийцев-радикалов Картрайта, Фицджеральда и Марата согласился с целесообразностью смертного приговора. В итоге 26 апреля Георг III и его старший сын были казнены.

Принятие Народной хартии

26 ноября 1785 года был открыт Второй конституционный конвент, и Томас Пейн сразу же стал его виднейшим участником. В конвенте Пейн активно выступал за полную отмену церковных и сословных привилегий, светский характер государства, однопалатный парламент с широкими полномочиями, всеобщее избирательное право для взрослых мужчин, законодательное равноправие граждан; в отношении государственного устройства страны выступал за компромисс между вигами, выступавшими за унитарное государство, и депутатами от окраин, что были сторонниками максимально широкой автономии.

Пейн продолжал и свою публицистическую деятельность. Так, в ответ на вышедший в начале 1786 года трактат бежавшего в Ганновер Эдмунда Бёрка «Размышления об Английской революции», Пейн возражал ему обширной брошюрой «Права человека» (англ. Rights of Man), в которой отстаивал естественные, прирожденные права человека. По мнению Пейна, человек вступает в общественный союз не для умаления прирожденных ему прав, а для их обеспечения; уступая часть своих прав в интересах общества, он оставляет за собой свободу мысли, свободу религиозной совести и право делать для своего счастья всё, что не вредит другим. Полемизируя по этому вопросу с Бёрком, Пейн даёт крайне критическую характеристику старой английской неписаной конституции, которая, по его мнению, была вся направлена к тому, чтобы дать королю средства подкупать своих подданных.

Принятие Хартии

Принятие Народной хартии

25 июля 1786 года была принята Народная хартия (англ. People's Charter) — британская конституция, в которой были отражены почти все предложения Пейна. Была учреждена Британская республика со всеобщим избирательным правом для мужчин старше двадцати одного года, однопалатным парламентом, избираемым путём прямого, равного и тайного голосования, и федеративным устройством, но с сильной центральной властью. Затем, 30 августа 1786 года парламент подавляющим большинством голосов избрал Томаса Пейна консулом, или главой государства Британской республики.

Во главе республики

Согласно Народной хартии, консулу подчинялось правительство республики — Кабинет министров, возглавлял и непосредственно формировал который который премьер-министр — что было уступкой вигам-фокситам, желавшим сохранить хотя бы частично сложившуюся при монархии систему управления. В Кабинет министров вошли представители всех трёх партий республики. Помимо непосредственно партии радикалов, к таковым относилась также партия либералов, в состав которой вошли левые виги-фокситы и часть независимых депутатов, и партия, известная сначала под именем федералистов, а затем конституционалистов; она представляла интересы окраин республики — Ирландии и североамериканских провинций. Так, премьер-министром был назначен лидер либералов Чарльз Джеймс Фокс, министром иностранных дел — выходец из Америки, философ и друг Пейна Томас Джефферсон, министром внутренних дел — радикал-ирландец Эдвард Фицджеральд, секретарём казначейства — радикал и философ-утилитарист Иеремия Бентам, генеральным прокурором — либерал Томас Эрскин, министром торговли — либерал и соратник Фокса Ричард Бринсли Шеридан, военным министром — генерал Генри Клинтон, морским министром — адмирал Сэмюэл Худ.

Внешняя политика

После революции Британия оказалась в дипломатической изоляции — от неё отвернулись союзники, такие как Австрия и Швеция, а уже в 1785 году императором Иосифом II и прочими немецкими князьями была подписана Пильницкая декларация, в которой те призывали народ Британии восстановить королевскую власть, а также предупреждали, что готовы защитить интересы короля в том числе и военным путём. Ещё большее возмущение у монархов Европы произвела казнь короля Георга III в 1786 году; после неё Лондон покинули послы почти всех европейских стран. Однако монархи долгое время не решались на открытие враждебных действий; до осени 1787 года единственной мерой, что государства Европы предприняли против революционной Британии, было сокращение с ней торгового оборота; кроме того, Франция оказала поддержку шотландским якобитам в ходе восстания 1786—1787 гг.

Поддержка Батавской и Брабантской революций была воспринята европейскими странами как открытая агрессия: в ноябре 1787 года войну Британии объявила Австрия, а в январе 1788 — Франция и Испания. Началась Первая революционная война, которая вызвала волну патриотического подъёма в стране. Сам Пейн открыто поддержал войну, надеясь, что она принесёт свободу и народам Европы.

Тиранию, как силы ада, победить непросто, но нас утешает мысль о том, что чем больше жертва, тем выше слава победы.
Трафальгарское сражение

Трафальгарское сражение — эпизод Первой революционной войны

Боевые действия развернулись на нескольких фронтах — в Нидерландах, Новом Свете и на море. Попытка «экспорта революции» в Европу провалилась: в 1790 году британцы были выбиты из Нидерландов, а в 1791—1792 годах пали революционные республики в Неаполе и на Корсике. В Америке же положение дел сложилось для Британии куда более выгодно — там британская армия успешно завоевала Луизиану и наступала на французские позиции в Канаде; флот республики, дезорганизованный революцией, тоже начал одерживать победы. В 1792 году истощённая войной антианглийская коалиция, наконец, пошла на заключение Амьенского мира, по которому Британия получила Луизиану и Флориду; кроме того, европейские страны де-факто признали Британскую республику. Победа в войне укрепила популярность руководства республики и прежде всего самого консула.

Несмотря на дипломатическое признание, международная изоляция республики фактически продолжалась. Наиболее последовательной в своей антибританской политике была Франция — в 1798 году она начала проводить против Британии политику континентальной блокады, известную также как «система твёрдой земли» и «континентальная система»; суть её состояла в том, что порты европейских стран не должны были принимать британские товары. Британия ответила на объявление континентальной блокады контрблокадой, широким развёртыванием морской торговой войны и контрабандной торговли. Континентальная блокада вызвала недовольство у многих европейских стран, которые имели традиционные экономические связи с Британией. Две европейские державы — Австрия и Россия — отказались присоединяться к блокаде, что привело к их противоборству с Францией.

Континентальная блокада, противоречия между великими европейскими державами и революции в заморских колониях Испании привели уже ко Второй революционной войне. Томас Пейн не дожил до окончания войны — он умер через четыре года после её начала, в 1809 году.

Внутренняя политика

Память и наследие

Итоги деятельности

Идейное наследие