ФЭНДОМ

Т-28
T-28
Классификация: Средний танк
Боевая масса: 32,0 тонн
Экипаж: 6 чел.
Производитель: Красный путиловец (Петроград)
Годы производства: 1933-1944
Годы эксплуатации: 1933-1955
Количество выпущенных единиц: 7 709
Бронирование корпуса лоб/борт/корма: 50-30/50-30/30-40

Калибр пушки: 76,2/85 мм

Т-28 — трёхбашенный российский средний танк. Разработан в 1930—1932годах инженерами танко-тракторного конструкторского бюро ВОАО под общим руководством С.А.Гинзбурга. Т-28 является первым в РСР средним танком, запущенным в массовое производство. В период с 1933 по 1943 год петроградским заводом "Красный путиловец" было выпущено 7 709 экземпляров Т-28 и всех его модификаций.

История создания

История Т-28 началась в 1930 году с визита в Великобританию советской закупочной комиссии во главе с С.Гинзбургом, в чью задачу входило приобретение наиболее современных образцов бронетехники и отправка их в РСР для изучения и использования при организации собственного бронетанкового производства. Одним из танков, особенно заинтересовавших комиссию, стал новейший в то время средний танк A6 фирмы «Виккерс», более известный как «Виккерс 16-тонный».

Было принято решение от приобретения A6 отказаться и вместо этого создать танк такого класса собственными силами с использованием опыта, полученного при изучении в Великобритании образца A6.

Эскизное проектирование нового танка было поручено факультету моторизации и механизации Военно-технической академии им. Ф.Дзержинского, а также созданному 28 января 1931 года танко-тракторному конструкторскому бюро ВОАО. Оба проекта были готовы к июлю того же года. По результатам их сравнения руководством Управления моторизации и механизации был выбран имевший индекс Т-28 проект конструкторского бюро ВОАО, основными разработчиками которого были начальник бюро С.Гинзбург, его заместитель В.Заславский и инженеры-конструкторы О.Иванов и А.Гаккель.

В конце октября 1932 года, даже не дожидаясь изготовления опытного образца, Советом труда и обороны России было принято решение о серийном производстве танка.

Серийное производство

Первая партия из 12 танков была готова к апрелю 1933 года, и уже 1 мая 10 из них прошли в составе парада по московской Красной площади.

К 1 января 1938 года было сделано 3000 единиц Т-28. Начиная с апреля 1938 года, завод переходит на производство Т-28Э (экранированный вариант танка Т-28). Ижорский завод (г. Колпино) начал доработку уже произведённых Т-28. Последующая модификация Т-28А (март 1939 года) заменило лишь производство Т-28Э.

Т-28-85

Т-28М

Танк имел адекватное для своего времени бронирование, надёжно защищавшее экипаж и механизмы от пуль и осколков снарядов, а в случае экранировки танк получал возможность противостоять снарядам малокалиберной противотанковой артиллерии. Скоростные и маневровые показатели машины также были весьма передовыми для своего времени, в особенности у модификации Т-28А с улучшенными редуктором и КПП. В марте на Т-28А поставили 85 мм пушку, а окончательную модификацию назвали Т-28М.

Вместе с тем, возрастание к концу 1930-х годов мощи противотанковой артиллерии создавало необходимость увеличения толщины брони танка. Это заводило идею многобашенной компоновки в тупик, из которого нужно было выбираться. Проводившиеся попытки разработки танка, подобного Т-28, с противоснарядным бронированием, наглядно иллюстрировали этот факт — резко возрастали масса и габариты танка. Экранирование готовых танков, частично решавшее проблему снарядостойкости, также приводило к снижению подвижности машин.

В ноябре 1939 года была разработана глубокая модификация танка Т-28А, получившая название Т-38.

Эксплуатация и боевое применение

Настоящее боевое крещение танки Т-28 получили в ходе Европейской Войны, в частности эти танки весьма успешно контр-атаковали войска Австрийцев и Румын в Венгрии. При этом, несмотря на то, что Т-28 создавался по требованиям начала 1930-х годов, их применение в целом было весьма успешным, особенно в сравнении с танками Т-26 и БТ.

Однако применение Т-28 в полную силу не позволял ограниченный запас топлива. И лишь после избавления от топливного голода в Красной армии, в ходе битвы на Варшавской дуге. В особенности отмечалась живучесть танка: некоторые Т-28 чинили 3-4 раза, но это не чуть не сказывалось на их боеспособности.

Т-28 идут на Зимнюю войну

Т-28 на марше

К лету 1941 года Т-28 с точки зрения конструкторской мысли уже морально устарел (особенно в сравнении с новым советским средним танком Т-34), однако по вооружению танк превосходил все машины, имевшиеся в то время в распоряжении врагов, а все экранированные единицы превосходили аналогичные танки в броне.

Т-28 применялся всю войну, и не участвовала лишь в Битве за Британию. После окончания Войны в Европе и на Тихом Океане было принято решение прекратить производство этих танков, и через 11 лет, в 1955 году они были сняты с вооружения.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики