ФЭНДОМ

Убийство Эдуарда Амвросиевича Шеварднадзе - Крупный теракт по официальной версии осуществленный огранизацией Мхедриони во главе с Джабой Константиновичем Иоселиани с целью убийства Главы Республики Грузия Эдуарда Амвросиевича Шеварднадзе 29 августа 1995 года, накануне Президентских выборов в Грузии. Стало самым громким убийством в истории Грузии, в мире вызвало фурор из-за известности Шеварднадзе на западе благодаря его работе в Министерстве Иностранных Дел СССР при Горбачёве.

В результате покушения Шеварднадзе ранения несовместимые с жизнью, и умер через два дня после покушения в больнице 31 августа 1995 года. После покушения на Шеварднадзе президентские выборы были отменены, и в стране был объявлен режим Чрезвычайного положения. Примечательно что Мхедриони после ареста Джабы Иоселиани пыталась осужествить покужение на нового Главу Грузии Тенгиза Сигуа, и на Министра Государственной Безопасности Игоря Гиоргадзе, который спустя год с небольшим станет Президентом Грузии.

Предыстория

ShevardnadzeEA100

Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе

Эдуард Шеварднадзе, бывший Министр Иностранных дел СССР известный как один из архитекторов Перестройки в СССР, и последний Вице-президент СССР, стал руководителем независимой Грузии в момент когда Грузия рушилась. Его предшественник президент Грузии Звиад Константинович Гамсахурдия своей непродуманной и непоследовательной политикой по сути дестабилизировал ситуацию в Грузии, Абхазия требовала независимости, в Южной Осетии шли бои, главным образом у столицы Южной Осетии Цхинвали. Гамсахурдия был свергнут в результате переворота организованного дуумвиратом главы Национальной Гвардии Грузии Тенгиза Китовани, и главы иррегулярной военнизированной организации бывшего вора в законе Джабы Иоселиани. К заговору примкнул и бывший Премьер-министр Грузии и член партии Гамсахурдии Тенгиз Сигуа. Они же и сформировали Военный совет Грузии провозгласив его высшим органом исполнительной власти. Однако ни Китовани, ни Иоселиани, ни тем более Сигуа не имели авторитета в мире, и по сути были нелегитимны, из-за чего они и решили вернуть в Грузию Шеварднадзе ранее до карьеры в МИДе СССР бывшего уже первым секретарем ЦК Коммунистической партии Грузинской ССР. Вернувшись в Грузию Шеварднадзе стал главой Государственного совета Грузии, и фактически стал руководителем страны.

Приход Шеварднадзе никак не стабилизировал ситуацию, страна по прежнему была неуправляема, был высокий уровень преступности, экономика разрушалась. Кроме того что Китовани что и Иоселиани делили между собой Грузию. Нерешенность проблемы с Абхазией в итоге привела к кровопролитной войне. В Мегрелии сторонники свергнутого Президента Грузии Гамсахурдии подняли восстание. В Южной Осетии продолжалась война которая завершилась исключительно благодаря переговорам с Соколовым, и Дагомысским соглашениям.

В то же время Шеварднадзе активно боролся за свою личную власть, и вел интриги. После созыва Парламента и расформирования Госсовета, он стал не на долго Председателем парламента, а вскоре был на сессии Парламента избран Главой Грузии. Данный пост не был предусмотрен конституцией, из-за чего по прежнему Шеварднадзе и его приемник на данном посту Тенгиз Сигуа считают нелегитимными правителями.

Шеварднадзе после неудач в Абхазии отстранил Китовани и Иоселиани от командования боевыми операциями чем обоих очень разозлил. А после удачных переговоров с Россией обеспечив участие Российской армии в войне в Абхазии, на штыках Российской армии Шеварднадзе сохранил Территориальную целостность Грузии. При поддержке Российской армии так же был подавлен Третий самый опасный мятеж в Мегрелии, и Звиадисты понесли поражение после которого они действовали сугубо партизанскими методами, сам Гамсахурдия был убит при невыясненных обстоятельствах.

Последующие годы были омрачены утратой контроля над Пнкисским ущельем, похолоданием отношений с Россией и участившимися конфликтами с Иоселиани. Кроме того экономическая ситуация оставляла желать лучшего, в это же самое время Шеварднадзе баллотировался в президенты Грузии на назначенных на 1995 год выборах от созданном им ранее своей личной партии Союз Граждан Грузии. И более того осложнились конфликты между силовиками и Шеварднадзе в частности между ним и будущим Президентом Грузии Игорем Гиоргадзе, в ту пору министром иностранных дел.

Конфликт с Иоселиани и обвинения Шеварднадзе в его сторону грозили возможным выступлением Мхедриони уже против Шеварднадзе, и Шеварднадзе готовил привентивные меры по воспоминаниям того же Гиоргадзе. Это по официальной версии и стало для Иоселиани и Мхедриони спусковым крючком для теракта.

Теракт

Untitled-1 clip image004 0009

Одна из машин сопровождения пострадавшая при взрыве.

29 августа 1995 года вечером в 21:04 покидая президентский дворец в колонне автомобилей, произошел взрыв взрывного устройства находящегося в припаркованной недалеко от гаража Президентского дворца Нивы. Внутри Нивы согласно выводам следствия было примерно 38 киллограм пироксилина. При проезде кортежа мимо Нивы произошла детонация взрывного устройства, в результате взрыва машина Шеварднадзе была разорвана на две части, и пострадала идущая вслед за ним машина сопровождения. В результате взрыва погиб водитель машины Шеварднадзе, и его телохранитель. Сам Шеварднадзе остался в живых, однако получил серьезные травмы. А именно была оторвана по колено левая нога, так же оторвана левая рука по плечо, были повреждены шейные позвонки. Плюс при взрыве произошла утечка топлива и случилось возгорание. В результате Шеварднадзе получил ожоги лица и части туловища третьей степени.

Охрана из идущей впереди машины сопровождения, сумела сбить пламя и поместить раненного президента в машину, на ней же они и отправились в больницу. На месте начала работать полиция, и службы спасения, было ранено 18 человек в результате взрыва.

Последующие события

Борьба за жизнь Шеварднадзе

В центральной клинической больнице города Тбилисси врачи начали бороться за жизнь Шеварднадзе, пытаясь спасти ему жизнь. Ему была оказана первая помощь, и сделана трахеотомия связи с серьезным ожогом гортани приведшего к отеку горла, а так же была остановлена кровь из оторванных конечностей. К утру состояние стабилизировалось, однако Шеварднадзе из-за количества повреждений пал в кому. Позднее выяснилось что кома была результатом повреждения шейных позвонков.

В дальнейшем пару раз состояние Шеварднадзе ухудшалось, но раз за рабом врачам удавалось его реанимировать. Было обнаружено внутреннее кровотечение которое смогли остановить. Над спасением жизни Главы Грузии трудились лучшие грузинские хирурги и специалисты в данной области.

Однако не смотря на все старания в 08:28 утра 1 сентября 1995 года Шеварднадзе скончался, в этот раз реанимировать его не смогли. Интересно отметить что в той же больнице боролись за жизнь еще двух раненных в результате данного теракта однако оба они так же умерли.

Борьба в эшелонах власти

M750090

Тенгиз Сигуа, приемник Шеварднадзе после его убийства.

Сразу после покушения стало ясно что президент недееспособен, и его обязанности стал исполнять Премьер-министр Грузии Отари Пацация, человек Шеварднадзе. Однако после смерти Шеварднадзе, Пацация не имея собственной команды и своих связей, перестал исполнять свои обязанности и потерял свой пост.

Тенгиз Сигуа ранее бывший Премьер-министром Грузии несколько раз и несколько раз отстраненный от должности Президентом Гамсахурдией, и Главой Грузии Шеварднадзе, быстро подсуетился, и сумел договориться с Зурабом Жвания, и Игорем Гиоргадзе. Гиоргадзе же активно продвигал Сигуа, и по сути угрожал Жвании что в случае если его не назначат, будут проблемы. В итоге Жвания уступил, через 8 дней после смерти Шеварднадзе новым Главой Грузии стал Тенгиз Сигуа. А спустя еще 18 дней Пацация потерял свой пост Премьер-министра Грузии так как не сумел сработаться с Сигуа, и был человеком Шеварднадзе.

Арест Иоселиани, и введение режима ЧП

1353a7ba0e91866b2bc95c1f08577191

Джаба Константинович Иоселиани, лидер Мхедриони.

Гиоргадзе возглавляя следствие по делу об убийстве Шеварднадзе сразу вышел на след организации Мхедриони, и дал команду арестовать Иоселиани через трое суток после смерти Шеварднадзе. В результате хорошо подготовленной спецоперации, Иоселиани был арестован. При штурме его штаба, было убито 7 членов Мхедриони. Сама организация новым Главой Грузии Сигуа была объявлена вне закона, и террористической. По стране начались массовые облавы, и охота на членов Мхедриони. На перекрестном допросе Иоселиане отказался признавать свою причастность. Спустя пару недель после этого Мхедриони организовала покушение на Игоря Гиоргадзе, однако оно провалилось. А еще через неделю на Тенгиза Сигуа. В результате Гиоргадзе убеждает Жванию и Сигуа объявить в стране режим Чрезвычайного положения сроком на полгода и отменить выборы в Президенты.

28 сентября 1995 года Сигуа объявляет о вводе режима Чрезвычайного положения в Грузии сроком на полгода, и объявляет что после отмены режима Чрезвычайного положения будут проведены Президентские выборы. Законность введения режима Чрезвычайного положения, вызывает бурные дискуссии и по сей день, ведь режим ЧП не был предусмотрен действовавшей тогда конституцией Грузии, что так же делало данный режим нелегитимным.

Untitled-57

Министр Государственной Безопасности Республики Грузия Игорь Пантелеймонович Гиоргадзе. Будущий Президент Республики Грузия.

По мнению специалистов Игорь Гиоргадзе убедил Сигуа и Жванию в необходимости ввода режима ЧП для усиления своей личной власти, так как в этом случае и как и случилось на практике МГБ взяло под контроль всё сферы общественной жизни в Грузии, и весь административный аппарат, что сыграет свою роль в том что Гиоргадзе придет ко власти через 8 месяцев уже как законно-избранный президент Республики Грузия.

Процесс над Иоселиани и Мхедриони длился три года, в итоге члены данной организации включая и самого Иоселиани были приговорены к пожизненным срокам в тюрьме. Мхедриони исчезла с политической арены в Грузии. Однако сам Иоселиани не признал своей вины как и другие члены Мхедриони. По сей день есть множество версий по поводу того кто на самой деле убил Шеварднадзе. Скорость обвинения делает дело Иоселиани крайне запутанным и странным что в итоге вызывает вопросы. Сам Гиоргадзе никогда не был удовлетворен результатами комиссии, и высказывал сомнения в подлинности улик, признавая что при проведении следствия были совершены грубые ошибки на начальных порах связи с возникшей паникой после убийства первого лица.

Версии причастности

Убийство Шеварднадзе из-за ранее завоеванном им известности стало крайне громким во всём мире, из-за чего сразу пошли различные версии о том кто мог быть истинным заказчиком его убийства. Начиная с 1995 года, связи со странностями и противоречивыми показаниями свидетелей, и противоречивым фактам стали выдвигаться различные версии и теории заговора, как имеющие право на существование, так и крайне экзотические. Внизу представлены наиболее популярные, и часто всплывающие в СМИ версии, включая официальную.

Официальная версия

Согласно официальной версии следствия, за покушением и убийством Шеварднадзе стоял как сказано выше Джаба Иоселиани, и его организация Мхедриони. Однако на суде и на допросе Иоселиани не признавал свою вину, и своей ответственности как и другие лидеры Мхедриони. Исполнители по версии следствия оказали при содержании серьезное сопротивление и были убиты во время операции МГБ Грузии, потому точную информацию о том как готовилось убийство теперь добыть крайне трудно.

Сам Гиоргадзе как упомянуто выше после высказывал сомнение в официальной версии убийства, беря во внимание некоторые факты убийства, а именно что припаркованная на выезде из гаража Нива стояла там трое суток, и её даже не удосужилась проверить охрана Главы Грузии. В 2008 году Гиоргадзе распорядился провести повторное следствие по делу убийства, однако при повторном расследовании вновь не было выявлено никаких следов, из-за чего в 2011 году из-за недостатка улик и отсутствия состава преступления дело было закрыто.

Джаба Иоселиани умер в тюрьме в 2003 году. Двое других его сподвижников погибли так же в местах лишения свободы по до конца не выясненным обстоятельствам, связи с чем конспирологи выдвигают различные версии о причастности к данному теракту, и к убийствам сподвижников Иоселиани.

Российская версия

383646436574

Валерий Анатольевич Соколов, Президент России в 1990-2002 гг.

Наиболее популярная среди антироссийских кругов в Грузии и на Западе версия. Данную версию часто открыто поддерживают такие политики в США как Джон МакКейн, и президент США Уэсли Кларк, известные своими антироссийскими убеждениями. Кроме того друг Шеварднадзе, бывший Президент СССР Михаил Горбачёв после выхода из тюрьмы так же поддерживал данную версию, и говорил о причастности Соколова к данному теракту как и Межведомственной разведки России, которую в ту пору возглавлял Леонид Шебаршин.

В пользу этой версии исследователи приводят факты крайнего похолодания отношений между Грузией и Россией сразу после окончания войны в Абхазии. Похолодание во многом связано из-за действия Доктрины Соколова, Чеченской войны, и проблемы с Панкисским ущельем. А именно чеченские сепаратисты, вооруженные бандформирования, и террористы среди которых был и Амир Хаттаб, организовали в Ущелье свою тыловую базу, с которой они с пополнением в оружии и в живой силе выдвигались на Российскую территорию для ведения боевых действий и осуществления терактов. На территории Панкисского ущелья функционировали лагеря для подготовки террористов и лагеря подготовки для Арабских, и Прибалтийских наемников. Политика Шеварднадзе которая попустительствовала этому крайне раздражала Соколова, как и его действия направленные на то что бы предотвратить силовую операцию в Панкисси. В частности Шеварнадзе обращался за помощью к Западу, и заявлял о желании Росси подчинить Грузию.

Посол России в Грузии, Александр Котенков, так же имел конфликты с Шеварднадзе. По мнению специалистов, Соколову и Российским властям было выгоднее что бы Грузия была без Шеварднадзе, чем Грузия во главе с ним. Примечательно что после его убийства, и объявления в стране режима Чрезвычайного положения Сигуа по давлением силовиков во главе с Гиоградзе, и Российского посла Александра Котенкова таки согласился с тем что бы Россия провела военную операцию в Панкисском ущелье. То есть смерть Шеварднадзе крайне удачно повлияла на решение Панкисского вопроса.

Однако это лишь косвенные улики о причастности к этому, и серьезных доказательств того что именно Российская Межведомственная Разведка причастна к организации покушения и убийства Шеварднадзе, нет.

Абхазская версия

Другая версия состоит в том что убийство Шеварднадзе было делом рук Абхазских сепаратистов, которые желали отомстить за уничтожение их государственности. Наиболее популярная версия среди сторонников Шеварднадзе. Кроме того некоторые политики поддерживали её. К 29 августа 1995 года Абхазия как независимое государство прекратило свое существование, а война в Абхазии велась после контрнаступления Грузинских войск совместно с Российскими войсками, исключительно партизанскими методами. Ранее Абхазские сепаратисты не раз совершали покушение на Шеварднадзе, и потому даже вначале расследования основная версия состояла в том что это дело рук Абхазских сепаратистов. Так же рассматривалась версия Звиадистов которые могли отомстить за своего Президента Звиада Гамсахурдию.

Однако убедительных доказательств как Абхазской, так и Звиадисткой версии по прежнему не существует, и данные версии всплывают в СМИ довольно редко, так как наибольшую популярность имеют версии о причастности Соколова к этому, или Игоря Гиоргадзе.

Версия Гиоргадзе и Сигуа

Вторая наиболее популярная версия, особенно в среде Грузинской оппозиции. В пользу данной версии говорит то что Шеварднадзе к концу своей жизни крайне сильно разругался как с Сигуа которого он снял с поста Премьер-министра, так и с Игорем Гиоргадзе который был недоволен прозападным курсом Шеварднадзе, который собирался сделать из Грузии "Кавказский Израиль" для Америки, так и тем что Шеварднадзе ссорился с Россией от которой зависела стабильность в Грузии. По мнению некоторых специалистов между этими двумя людьми сложился тайный заговор о котором никто ничего не знал. Само осуществление операции по устранению Шеварднадзе на себя брал Министр Государственной Безопасности Игорь Гиоргадзе который имел контакты с Зурабом Жванией Председателем Парламента.

После убийства Шеварднадзе, именно Гиоргадзе сумел продвинуть Сигуа, как и ввод режима Чрезвычайного положения в Грузии, по сути получив власть уже тогда, а всю вину свалив на уже оппозиционного Джабу Иоселиани. После отмены режима Чрезвычайного положения в стране были проведены Президентские выборы, которые были ранее отменены связи со смертью Шеварднадзе который был главным кандидатом. На новых выборах выдвинутый кстати говоря от партии Союз Граждан Грузии которую ранее создал Шеварднадзе как свою личную партию, Игорь Гиоргадзе стал Президентом Грузии.

Кроме этого при данной версии не исключается версии совместной работы Межведомственной разведки России и МГБ Грузии. В частности Гиоргадзе после своего назначения в 1993 году по роду своей деятельности часто ездил в Россию, и общался с местными функционерами спецслужб, а именно с Иваненко, и Шебаршином, а так же с Соколовым. Кроме того Гиоргадзе сумел наладить отличные отношения с Геннадием Бурбулисом, и Анатолием Ярославцевым, людьми которые за годы правления Соколова имели наибольшее на него влияние. Сам Гиоргадзе после прихода ко власти показал себя как пророссийский политик, который тем не менее вел собственную политику. Но фактически Гиоргадзе был более выгоден России чем Шеварднадзе, как и Сигуа который был известен как конфликтная личность и который не имел своей команды, при котором Гиоргадзе мог играть роль агента влияния. Как в случае с другими версиями подтверждения и доказательств ей нет.

Версия инсценировки

Очень экзотичная версия, появилась из-за факта того что Нива начиненная взрывчаткой находилась у выезда из гаража трое суток. Суть версии состоит в том что Шеварднадзе пытался инсценировать свою смерть, однако люди готовившие это не рассчитали мощность заряда.

Перед выборами стало очевидно что не смотря на сохранение территориальной целостности Грузии, рейтинг Шеварднадзе был низким и падал связи с экономической ситуацией и ростом преступности. Для поднятия рейтинга ему предложили устроить покушение на самого себя, для того что бы во первых поднять рейтинг, а во вторых избавиться от конкурентов которых в этом можно было обвинить.

Данная версия имеет косвенное доказательство что охрана первого лица государства за трое суток даже не проверила подозрительную Ниву, что является грубейшим нарушением протокола безопасности. Данный факт так же используется в других версиях, в частности все версии кроме этот факт трактуют одинаково, что убийцы подкупили охрану, и внедрили туда своих людей. В случае с этой версией, данный факт трактуется иначе, а именно что охрана была в курсе происходящего, или наоборот что она это и организовала по требованию Шефа. Однако серьезных улик, и доказательств этой версии так и не было найдено.