ФЭНДОМ

Украинский Экономический кризис - Экономический кризис который сопровождался Политическим кризисом в те же годы. Кризис экономики Украины привел к одной из самых страшных экономических, и гуманитарных катастроф в Европейской стране со времен Второй Мировой войны, и едва не привел к гражданской войне на Украине.

Кризис начался в результате признания Крыма независимым, и имеющим право на самоопределение Россией во время Крымского конфликта, и объявленному в результате этого полного торгового и экономического эмбарго Украине, и закрытию торговых границ. Так как 80% экспортной продукции Украины шло в Россию, уровень экспорта упал, вместе с тем прекратилось пополнения бюджета деньгами. В прибавление к провальным экономическим реформам на Украине, вместе с высоким уровнем преступности и спекуляции, экономика Украины вышла из под контроля, а дальнейшее давление ООН и объявление санкций полностью уничтожило её экономику.
-170291

"Кравчучка"- символ эпохи 90-х на Украине, в частности символ кризиса.

Предпосылки

Основная статья: "Сырная война"

Проблемы с экономикой начались у Украины сразу после объявления независимости. Как и конфликты в экономическом и политическом плане с Россией. Если в России проводились планомерные рыночные реформы, которые привели к стабилизации экономики. То на Украине проводилась варварская приватизация, при сохранении старой и убыточной системы управления народным хозяйством, власть не делала ничего что бы хоть как-то улучшить экономику.

Преимущество Украины в промышленности не было реализовано, как и преимущество в черной и цветной металлургии, в чем Украина могла стать лидером, кем она и была в годы существования СССР. Кроме того развитый аграрный сектор мог давать огромные средства в бюджет независимой Украины. Однако как говорилось ранее преимущество не было реализовано. В добавок начались политические неурядицы. А именно переход Черноморского флота СССР под командование России в соответствии с указом президента России Соколова от 14 июля 1992 года, что привело к дипломатическому конфликту. Кроме того Соколов не желал переплачивать за продукцию КБ Антонова, тогда же в качестве рычага воздействия на Украину были объявлены санкции на поставку кисло-молочной продукции, а именно Сыра в Россию.

Это привело к потери крупных денежных капиталов. Вместе со стремлением Крыма обрести свою независимость, а так же связи с давлением США по СНВ-II вместе с Россией, в Украине начался кризис. И без того плохая ситуация в народе, еще более ухудшилась. В результате Крымского кризиса, на Сочинских переговорах Кравчук подписал Сочинскую декларацию которая закрепляла за Украиной обязательства по выводу атомных ракет и атомного оружия в Россию к концу 1996 года. Закрепляла переход Черноморского флота России, а так же по секретному торговому протоколу Украина передавала России продукцию КБ Антонова, а именно передавала Ан-225 "Мрия" России, как и еще два "Руслана" в обмен на снятие санкций, и торговые льготы.

Однако в дальнейшем Крымский конфликт разросся до войны. А на Донбассе начались забастовки шахтеров. В результате действий Кравчука и его провальной дипломатической и экономической политики была проведена процедура импичмента, и власть перешла Премьер-Министру Украины Кучме.

Не смотря на то что Кучма считался пророссийским деятелем, он решил убрать сепаратистов из Крыма, и отдал приказ перейти к наступлению. Крымская война разгорелась, потери стали увеличиваться. В народе зрело недовольство. В России так же были недовольны новым младшим братом, и многие националисты призывали к решительным действиям.

Эмбарго, и начало кризиса.

Причины из-за которых Соколов объявил эмбарго Украине достаточно просты. Он желал заставить вышедшего из под контроля Кучму соблюдать Сочинский протокол, и отдать России атомное оружие по договору, плюс желал заставить его уйти из Крыма. Так как в России усилились националисты, и пропаганда с их стороны о том что Соколов предал Русское население там, Соколов преследовал так же цель поправить свое положение, и вернуть электорат до выборов в 1997.

Тем самым было принято решение о вводе эмбарго связи с признанием Крымской Республики, и правительства Мешкова официально законными. Как сказано выше 80% всего экспорта отправлялось в Россию, потому эмбарго на любую торговлю и отключение газа привели бы к серьезному ухудшению экономической обстановки, а значит Россия бы получила рычаг давления.
Сегодня, 14 июня 1996 года, я официально признал Крымскую Республику независимым государством. В течении последующих дней, в Москве будет официально открыто посольство Республики Крым. Связи с тем что территория Республики Крым оккупирована Украиной, я, как Президент России принял следующее решение направленное на помощь Крымчанам, и на восстановление справедливости, и демократической власти в Крыму. Начиная с 16:00 по Московскому времени вводиться полное эмбарго на поставку газа, топлива, и электроэнергии в Украину, вместе с эмбарго на поставки любых товаров в Украину. Активы Украинского бизнеса как и государственные активы Украины находящиеся в России будут заморожены и национализированы на время войны в Крыму. Российские активы на Украине в данный момент уже выведены от туда, и бизнес Российских предпринимателей не пострадает. Помимо этого вводятся всесторонние санкции на покупку Украинских товаров. Товары произведенные в Украине от ныне запрещено провозить в Россию. Мы надеемся что данные меры будут не долгими, и что мир, свобода и справедливость восторжествуют, и кровавый вооруженный конфликт в Крыму прекратиться очень скоро. Режим эмбарго продлиться до тех пор, пока Украинские войска находятся в Крыму, и будет снят лишь когда они будут выведены от туда. Я призываю Леонида Кучму немедленно сесть за стол переговоров с Крымским правительством, и признать независимость Крыма. В то же время я буду просить наших Западных союзников, и мировое сообщество посодействовать мирному процессу, и переговорам о выводе из Крыма Украинских войск. Самим Крымчанам я хотел бы сказать лишь одно: "Держитесь, мы вас не бросим, мы в беде вас не оставим, и в обиду вас не дадим!" - В. А. Соколов.
Эмбарго, и режим экономической блокады дал результат. Экономика Украины как и показатель ВВП пополз резко вниз. Но вопреки ожиданиям Соколова, Кучма лишь активизировал военные действия, и начал попустительствовать националистам, в частности Руху, и УНА-УНСО. Сам Кучма же начал вести пропаганду Украинства, сам даже написал книгу "Почему Украина не Россия" которая признана крайне не объективной и проукраинской. Попытки наладить экономическую ситуацию провалились. План Лазаренко-Табачника привел к тому что бюджет Украины начали разворовывать.

Соколов же объявил протекторат над Севастополем, и ввел туда войска для защиты города, и Российских военно-морских баз. Чуть ранее были оговорены так называемые карантинные территории на которые было запрещено заходить Украинским военным. Это были 30 км периметры вокруг Российских военных объектов. Данные действия спровоцировали регулярные атаки со стороны УНСО по Российским базам, и по российским военным городкам.

В самой Украине ситуация ухудшалась с каждым днем. Еще до объявления Эмбарго, в результате непродуманных реформ потери в экономике составили более 40%, а эмбарго только усилило потери. Спекуляции на приватизации привели к росту преступности, и к тому что рабочий потенциал предприятий падал.

Санкции ООН и США, ухудшение.

Minero14

Забастовка шахтеров.

В результате терактов УНА-УНСО направленных против мирных жителей, и официальное финансирование этой организации со стороны СБУ, привело к осуждению со стороны всего мира. Соколов провозгласил новую доктрину направленную на защиту Российского населения в Крыму. В итоге США объявили санкции Украине как и Европа.

В дальнейшем в виду активизации действий Украинской армии, и битв за Феодосию, Алупку, и Алушту, во время которых эти города подверглись жесточайшим артобстрелам, ООН признало Республику Крым независимым государством. За принятие Крыма в ООН проголосовали все страны мира, кроме Украины, и Эстонии. В итоге последовали жесточайшие санкции со стороны Западного мира, которые еще более ухудшили экономическую ситуацию.

Военные во главе с министром обороны Морозовым все продолжали гнуть линию на продолжение Крымской войны. Сопротивление Крымчан падало, и в некоторых кругах на западе велись обсуждения того что необходимо свернуть санкции. Однако продолжающаяся война все более настраивала мир против Украины.

Во время всего этого, Кучма создает проект по восстановлению Крыма, выделив на это огромное число денег. Но деньги пропали. Позднее выяснилось что денежные активы были банально сворованы бизнесменами занимающимися Крымом. В итоге началась неконтролируемая инфляция.

После того как Российские войска одержали безоговорочную победу во время вторжения в Крым, и после того как Украинские войска были выбиты из Крыма с огромными потерями, и потерей армией всего вооружения, плюс и гибель всего Украинского флота и большей части авиации, и связанным с этим денежные потери, привели к росту националистических, и антивоенный настроений что фактически разделило страну на два противоборствующих лагеря.

Попытки Кучмы опереться на атомное оружие привело к тому что весь мир ополчился против Украины, и под давлением мировой общественности, Кучма таки передал России атомное оружие. На переговорах в Минске были достигнуты определенные договоренности, что привело к тому что санкции несколько облегчились. Но ущерб был уже нанесен.

После убийства Кучмы, его ближайшие советники, Лазаренко, и Табачник получили всю полноту власти на Украине. Однако факты коррупции с их стороны и провальные реформы настроили Украинский народ против них. Ранее начались так же и шахтерские забастовки. В ТЭЦ перестал поступать Уголь, из-за чего электричество и отопление поступало с перебоями. В итоге премьер-министром Украины был назначен Виктор Ющенко, которого многие тогда считали тем кто сможет вывести Украину из Кризиса. Вывод последний войск из Крыма, признание его независимости, и выплата репараций Крыму только сильнее обострили кризис, не смотря на снятие режима эмбарго.

Попытки выйти из кризиса.

Так как режим эмбарго был снят, стало возможным вновь торговать с Россией. Однако как и прежде Соколов вводил санкции когда случалось очередное возгорания кризиса на Украине, защищая тем самым русскоязычное население на Донбассе. Бунт военных привел к тому что угледобывающие районы оказались полностью под контролем шахтерского движения, и народной коалиции.

Так как уголь не поступал, а Россия ввела санкции на поставку угля в связи с расстрелом демонстрации шахтеров у шахты им. Засядько. Лазаренко и Ющенко сумели договориться с ЮАР о покупке угля у них. ТЭЦ снова были открыты. Таким образом они пытались обойти шахтеров.

Были приняты крайние меры в экономике в попытке отладить экономическую ситуацию, и были попытки создать инвестиционный климат, однако экономика Украины как и её предприятия были настолько в плохом состоянии что иностранцы не считали выгодным вкладывать в Украину.

В итоге было принято решение для пополнения госбюджета продавать зерно за границу. Однако не смотря на хороший урожай, случился падеж скота, так как зерно усиленно продавалось за границу. В итоге обозначился дефицит мяса. Дефицит продуктов привел к тому что Украина больше покупала чем продавала, что является отрицательным сальдо торговли. Плюс санкции не были до конца сняты.

Процветающий черный рынок и мафия спекулировали товарами, что только усложняло обстановку. Вскоре продукты начали перераспределять по карточкам. Украина в те годы напоминала Румынию времен жесткой экономии при Чаушеску. Все это только усиливало политический кризис.

Обвал экономики.

Вскоре однако выяснилось что уголь из ЮАР не подходит по качеству к Украинским ТЭЦ, и не может обеспечить теплом Украинское население. Однако к тому моменту когда это стало ясно, было закуплено так много угля, что вместе с остальными факторами приведенными выше, и в частности из-за плохой торговой политики Украина растратила все свои деньги. Продажа зерна не увенчалась успехом из-за конкуренции со стороны других стран. В этих условиях в начале 1998 года Украина объявила дефолт. Украинская гривна скатилась в цене из-за гиперинфляции. Вскоре после объявления дефолта, более 20 миллионов украинцев в течении дня 11 марта ринулись в банки с целью обналичить свои сбережения. В итоге банкам по запросам населения пришлось выпустить в обращение еще огромную часть денег, и инфляция еще больше увеличилась. По соотношении с долларом 1 доллар - 187 гривен, Украинская экономика устремилась вниз по всем возможным показателям.

К концу недели Украина в списках стран по экономическим показателям потеряла 33 позиции, что стало самым стремительным падением в истории. Безработица в течении месяца выросла с 20% до 78%. Люди из-за низкой зарплаты часто увольнялись, а новых рабочих мест не было. В итоге экономика Украины остановилась практически полностью. Практически ни одно предприятие не работало.

И без того сильный отток населения из Украины, в основном рабочего, усилился еще сильнее. Особенно сильны были миграционные квоты в Белоруссии, из-за чего президент Белоруссии Александр Лукашенко ввел визовый режим с Украиной и другими странами. В России так же было много беженцев.

Во время обвала, случилось так же резкое падение акций некоторых американских корпораций, которые как позже выясниться в обход санкций вели деятельность на Украине, что вызвало крупный скандал в США. Многие страны приостановили финансовую помощь Украине опасаясь того что эти деньги при обналичивании в гривны только ухудшат обстановку.

Последствия обвала.

Обвал привел к тому что Украинская финансовая, и экономическая система испытали коллапс, экономика была окончательно разрушена, вместе с этим были разрушены все гарантии. Тяжелые условия жизни, вместе с отсутствием благ, а так же тем что богатые люди на Украине не испытывали бед привели к взрыву гнева в народе, и самому серьезному обострению Политического кризиса. Богатых и чиновников начали линчевать прямо на улицах. Участились политические убийства, поджоги, и вообще случился рост преступности. Известно нашумевшее убийство бизнесмена Петра Порошенко, и его семьи, которых в буквальном смысле этого слова разорвали на куски разъяренные и обнищавшие люди.

Ведущие политические силы Украины возглавили народное движение, и привели к революции народного доверия. Сама революция едва не привела к гражданской войне. После отставки Лазаренко, и выборов, страна оказалась фактически разделена между западной, и восточной Украиной. В стране возникло безвластие.

Новый президент Симоненко имел план действий, но он предполагал отмену всех рыночных начал и возвращение к Брежневским практикам. В тех условиях даже ведущие экономисты России, и творец экономических реформ там Бондарев поддерживал плановые стремления Симоненко так как считал что именно это может помочь украинской экономике. Однако принятие решения блокировалось в Верховной Раде Народным Рухом Украины во главе с Чорноволом, и было сильно идеологическое противостояние между КПУ и Рухом.

Экстренные решения новой власти, и выход из кризиса

Не имея возможность провести Антикризисный закон через Верховную Раду, Симоненко принял решение о роспуске Рады(Буквально о разгоне) так как Рух блокировали закон. В итоге депутаты от Руха были арестованы в результате силового разгона Рады. Начавшиеся после этого митинги были с трудом но таки подавлены силами правопорядка, и армией. Особенно сильным противостояние было в западных областях, где даже провозгласили создание возобновленной ЗУНР(Западно-Украинской Народной Республики) которая просуществовала всего 18 часов.

После окончания силового разгона Верховной Рады, Симоненко беспрепядственно принял Антикризисный закон, национализировав всю экономику Украины. Так как запад подверг резкой критике Симоненко, и отказал в экономической помощи, её с охотой предоставила Россия, страны СНГ, и Китай. Некотарые промышленные предприятия были отданы в аренду России, с целью приведения их в порядок, в обмен на продукцию заводов. В особенности это касалось Южмаша, Угольной промышленности, и судоверфей.

В рамках антикризисного плана гривна была упразднена как валюта, и Украина перешла на карбованцы. Росчерком пера Симоненко так же упразднил всю старую финансовую систему Украины и её финансовые обязательства, открыв Украину кредитам. Не смотря на то что рыночные методы были упразднены, тем не менее Российские, Белорусские, и Китайские корпорации получили огромную свободу при аренде предприятий и огромные выгоды.

В результате этих радикальных мер, при полном государственном контроле, экономика Украины сначала стабилизировалась, и вскоре начала расти. Вступление в рамках участника в Союзное Государство, и благодаря открытию границ с Россией и Белоруссией, и благодаря созданию госкорпораций начался приток денег в украинский бюджет. Сыграло свою роль и гуманитарная помощь.

Однако Украину в последующие годы все сотрясали мелкие кризисы производств, что выливалось в народные недовольства которые подхватывали политические оппортунисты. Но в целом к 2006 году уровень жизни населения Украины сравнялся с уровнем жизни в соседней Белоруссии, а экономика Украины начала приносить ей деньги.