ФЭНДОМ

Барон Унгерн

Ген. барон Унгерн-Штернберг. 1925 г.

Унгерн-Штернберг, Роман Фёдорович, барон (1885-1921) русский генерал, видный деятель Белого движения на Дальнем Востоке, "отец" независимости современной Монголии.<p class="firstHeading" lang="ru">Происходит из старинного остзейского баронского рода. Его родители много путешествовали по Европе и мальчик родился у них в Австрии.

Ранние годы и служба в Русской императорской армии.

С 1900 по 1902 г.  недолго посещал Николаевскую гимназию в Ревеле,которую был вынужден оставить в связи с тяжелым воспалением легких и выездом на лечение на юг и за границу. Проучившись некоторое время в Морском корпусе в С.-Петербурге, попытался попасть на фронт Русско-японской войны поступив вольноопределяющимся в 12-й Великолуцкий полк. Но к тому времени, когда он прибыл в Маньчжурию, боевые действия уже закончились. Ефрейтор (1905).

В 1906 г. переведен в Павловское военное училище, которое окончил в 1908 г. и, по его просьбе, был зачислен в Забайкальское казачье войско, где служил сначала в Аргунском, потом в Амурском казачих полках. Сотник (1912).

В июле 1913 г. подал в отставку и уехал в Кобдо, Монголия. Целью Унгерна было участие в национально-освободительном движении монголов против Китая, но ему разрешили служить только сверхштатным офицером в конвое русского консульства.

Мировая война и революция

С началом Первой мировой войны  на Австрийском и Германском фронах. За время войны пять раз был ранен, но возвращался в строй с незалеченными ранами. За подвиги, храбрость и отвагу был награждён рядом боевых орденов.

В 1917 году направлен на Кавказский фронт, где он оказался вновь вместе со своим другом Г. М. Семёновым — будущим Верховным правителем Русской восточной окраины. Участвовал в организации добровольческих отрядов ассирийцев, воевавших на стороне России.

Летом 1917 г. вместе с Семёновым выехал из Петрограда в Иркутск, для формирования национальных частей. После Октябрьского переворота, Семенов, Унгерн и ещё 6 человек уехали в Читу, оттуда — на ст. Даурия в Забайкалье, где было решено формировать антибольшевистский полк.

Гражданская война

С декабря 1917 г. в составе Особого Маньчжурскго отряда (ОМО) ген. Семенова участвовал в боях с красными в Забайкалье.

1 сентября 1918 года в Даурии сформировал Отдельную конную туземную бригаду, на основе которой позже был образован Туземный конный корпус, затем преобразованный в Азиатскую конную дивизию. К этому времени фактически являлся полноценным властителем Даурии и прилегающего к ней участка Забайкальской железной дороги. Отсюда он совершал рейды против красных партизан. Как и чины его дивизии отличался особой жестокостью в отошении коммунистов, социалистов и сочуствовавших им.

Унгерн разрабатывал план восстановления монархий и борьбы с революциями в Евразии, начиная от Маньчжурии, Монголии и Китая и далее на запад. В контексте этого плана, в феврале — сентябре 1919 г.  он ездил в Маньчжурию и Китай. Там наладил контакты с монархическими кругами, а также готовил встречу Семёнова с маньчжурским генералом Чжан Цзолинем. В июле 1919 г.  Унгерн в Харбине по православному обряду вступил в брак с принцессой Цзи, представительницей свергнутой династии Цин. Она получила имя Елена Павловна Унгерн-Штернберг. Общались они на английском. Цель брака была политическая: Цзи была родственницей генерала Чжана Куйву, командира китайских войск западной части КВЖД и губернатора Хайлара.

После падения Советской власти в России и разгрома последних советских войск в Сибири, в связи с неприятием возможного установления республиканского строя в России и личной неприязнью барона в отношении ген Деникина, которого он считал "предателем монархии и либералом", Унгерн порывает с атаманом Семеновым, признавшим Всероссийское временное правительство и, в октябре 1920 г. уводит свою дивизию  в оккупированную китайцами Монголию.

Монгольская эпопея

После неудачного штерма Урги 2 - 4 ноября 1920 г. Азиатская дивизия Унгерна уходит в верховья реки Керулен в аймаке Сэцэн-хана в восточной Монголии. Здесь Унгерн получает моральную и материальную поддержку всех слоев монгольского населения. Монгольские князья, в том числе Г. Лувсанцэвээн, организуют мобилизацию монголов. Теократический монарх Монголии, Богдо-гэгэн VIII, находившийся под китайским арестом, тайно присылает Унгерну свое благословение на изгнание китайцев из страны. По воспоминаниям М. Г. Торновского, ко времени решающего штурма Урги численность Азиатской дивизии составляла 1460 человек, численность китайского гарнизона — 7 тысяч человек. Китайцы имели большое превосходство также в артиллерии и пулеметах, создали систему окопов в Урге и вокруг неё.

В ночь на 1 февраля 1921 г. две сотни тибетцев, монголов и бурят во главе с Ц. Ж. Тубановым, баргутом Лувсаном и тибетцем Саджа-ламой освобождают Богдо-гэгэна из-под ареста и доставляют его в монастырь Манджушри-хийд на горе Богдо-ула. Это оказало деморализующее воздействие на китайцев в Урге. 4 февраля барон предпринимает решающий штурм столицы . После жестоких боев город был захвачен. Часть китайских войск покинула Ургу до и во время боев. Однако небольшие сражения происходили ещё 5 февраля.

В последующих боях марта-апреля 1921 г. китайцы были разбиты, часть сдалась, а часть прорвалась на юг в Китай.

22 февраля 1921 года в Урге состоялась торжественная церемония повторного возведения Богдо-гэгэна VIII на трон великого хана Монголии. За заслуги перед Монголией Унгерн был пожалован титулом дархан-хошой-чин-вана в степени хана; многие подчинённые барона получили титулы монгольских князей.

Барон получил один из высших титулов в Монголии, но не власть. Всю её полноту осуществлял Богдо-хан  и его правительство. Барон действовал только с санкции монарха, практически не вмешиваясь в собственно монгольские дела.

Опасаясь осложнения, и без того, напряженного международного положения России сразу по окончании гражданской войны, а также ухудшения отношений с Китаем и не смотря на то, что Унгерн, по сути, действовал в российских интересах, восстанавливая положения Кяхтинского договора, Всероссийское временное правительство ген. Деникина официально дезавуировало деятельность барона и выдало ордер на его арест в случае его появления "в пределах России". Не предприняв, однако, ни каких попыток добиться его выдачи.

Прекрасно понимая, что путь в Россию ему теперь надолго отрезан, а восстановление монархий в Европе можно и вообще забыть, Унгерн, воодушевленный скорыми победами над китайцами, сосредотачивается на идее объединения монголов вокруг новоиспеченного хана. С этой целью он предлагает богдо-ханскому правительству организовать поход во Внутреннюю Монголию, подняв там национальное восстание и осуществить то, что монголам не удалось в 1911-1915 гг. 

Правительство, без особого восторга, принимает его предложение, расчитывая таким образом избавится от начавшей разлагаться Азиатской дивизии барона, от безделья и долгого стояния занимавшейся пьянством, грабежами обывателей и терроризировавшей русскую колонию  в Урге.

Переформировав дивизию и пополнив ее монгольскими добровольцами, Унгерн выступает 7 июня 1921 г. в свой легендарный, окончившийся для него трагически, Южный поход. 

Одержав первоночально несколько побед над китайскими войсками барон терпит сокрушительное поражение при неудачной попытке штурма Хух-Хото.

Не получив поддержки от населения Внутренней Монголии, понеся большие потери в личном составе, потеряв большую часть артиллерии, Унгерн пытается увести свои войска на север, в Халху и гибнет во время отступления.

О причинах гибели и месте захоронения барона доставерных сведений нет. По одной версии, нашедшей отражение в монгольских народных песнях, он пал в бою с китайцами, перед смертью порубив не один десяток врагов. По другой, его зарезали сами монголы по приказу то ли Богдо-хана, то ли главкома Максаржава опасавшихся международных осложнений из-за одержимого дархан-хошой-чин-вана.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики