ФЭНДОМ

Франко-итальянская война
Франко-итальяская война
Время 18 января — 21 июля 1858
Место Северо-западная Италия
Итоги Победа Франции
Причина Стремление Франции захватить франкоговорящие территории Италии
Территориальные
изменения
Присоединение Савойи к Французской империи
Участники
Флаг Французской Империи Французская империя Флаг Италии Итальянское королевство
Командующие
Наполеон III

Франсуа Сертен Канробера

Карл Альберт I

Джузеппе Гарибальди

Франко-итальянская война (18 января — 21 июня 1858) — война между Итальянским королевством и Французской империей за территорию герцогства Савойя.

Предыстория войны

В 17921794 годах территория Савойи была оккупирована войсками революционной Франции и включена в состав этой страны. Под властью Франции Савойя оставалась до 1815 года, после чего Венским конгрессом она была возвращена в состав Сардинского королевства.

События 1848 года приводят к тому, что правитель Сардинского королевства, Карл Альберт I, становится главой объединённого Итальянского королевства, таким образом, населённые преимущественно французами территории Савойи входят в состав единой Италии.

Аналогичные процессы во Франции приводят к установлению республики и избранию её президентом племянник знаменитого Наполеона I Бонапарда. Амбиции потомка великого Наполеона приводят к тому, что уже в 1851 году он провозглашает Французскую Империю, а себя её императором. В 1853 году Наполеон III открыто заявил о своих претензиях на Савойю, как часть бывшей Наполеоновской империи.

Причины войны

Для решения проблем во внутренней политике от Наполеона III требовалось использование железной воли. Для укрепления власти было необходимо сплотить вокруг себя граждан, для этого было решено использовать старый способ — войну. Заявления во французской прессе изобиловали антиитальянскими настроениями, а потому было решено выдвигать войска именно в Италию. 

В декабре 1857 года в Савойском городе Шамбери была сфабрикована манифестация с требованием возвращения земель герцогства во Францию. Тогда манифестация была разогнана полицией, а случай был резко осуждён Французским правительством. 1 января французские газеты выпустили номера с текстом манифеста «к Савойе», где среди слов поддержки также содержался ультиматум Итальянскому королевству с требованием проведение плебисцита.

Понимая техническую и численную отсталость Итальянской армии, Карл Альберт I попросил отложить решение вопроса до лета, а сам тем временем приказал солдатам перенаправиться к западной границе Италии. Однако как только его планы были раскрыты, Париж потребовал немедленно прекратить переброску войск, на что последовал отказ. На следующий день, 18 января Франция объявила войну.

Военные действия

Оккупация Савойи

Первый бой произошёл уже 20 января, непосредственно у границы недалеко от местечка с называнием Рубьё. Здесь французская 2-ая армия столкнулась с 1-й итальянской армией, расквартированной в приграничной области. 16-ти тысячная французская армия почти без труда обратила в бегство 10-ти тысячную армию итальянцев. Однако, внезапно начавшиеся морозы сковали действия французской армии, что дало фору армии Италии.

2 февраля свежие силы итальянцев попытались выбить французов из Рубьё, однако встретили ожесточённое сопротивление. 3 февраля французы начали контр-наступление и 5 февраля вышли к Экс-ле-Бену.

Параллельно с этим 1-я французская армия пересекла границу Савойи со стороны департамента Изер и 5 февраля вошли в деревню Кроэ в долине реки Изер. И уже 7 февраля захватили Альервиль выше по реке. Итальянская армия отступает на восток к горам. В то время как в течение февраля французская армия занимает почти всю Савойю.

Тем временем, 29 февраля в Савойю из Ниццы прибывает 10-ти тысячная армия Джузеппе Гарибальди, которая занимает позиции в долине Морьен — единственному прямому пути на север Италии из Савоий.

Гарибальди ведёт войска

Джозеппе Гарибальди ведёт войска

4 марта объединённая французская армия под руководством генерала Франсуа Сертен Канробера предпринимает попытку выбить итальянцев из долины. Несмотря на то, что у французов было превосходство в численности, тем не менее воодушевлённые напутствием Гарибальди итальянцы отстояли занятые позиции.

К несчастью сам Джозеппе Гарибальди был ранен и увезён в глубокий тыл. Потеря отличного тактика имело далеко идущие последствия и вскоре, 10 марта французы окончательно выбили итальянцев из долины.

Завершение боевых действий

Так как Итальянский король не собирался сдаваться он предпринял попытку перебросить большую часть имевшихся резервов против наступавшей французской армии. Резервы перебрасывались по железной дороге, что стало первым подобным случаем в истории.

22 марта французская армия пересекает Грайские Альпы и занимает позиции на восточном склоне Пьермонтских Альп, где успешно отражает две атаки итальянских войск. Благодаря наладившейся погоде французская армия Канробера сошла с гор и вошла в город Турин. Эта новость была расценена по всей Италии как национальное поражение, и начался рост патриотических настроений.

6 апреля французская и итальянская армии встретились боем около города Павия, крупного города к востоку от Турина. Во главе итальянской армии стоял вылеченный Джозеппе Гарибальди. 8 апреля французская пересекла отделявшую её от итальянской армии реку Тичило, но Гарибальди атаковал форсировавшие реку французские отряды и после ожесточенного боя выбил их с левого берега. Однако предпринимавшиеся попытки итальянской армии пересечь реку также не увенчались успехом.

Между тем, другая французская армия, следовавшая через Ниццу вышла на ближние подступы к Генуе и осадила город, в котором располагались отряды местных ополченцев. 23 апреля эта армия вышла к Алессандрии и направилась в сторону Павии на помощь стоявшей там армии Канробера. Объединившиеся 3 мая армии французов смогли выбить армию Галибарди с левого берега реки и полностью захватить Павию. После непродолжительных попыток отбить город, Карл Альберт I принял предложение начать мирные переговоры.

Миланский мирный договор

По причине нараставших патриотические настроений в Италии, которые могли помешать Франции добиться больших успехов в войне, а также дипломатического давления со стороны Германии и Великобритании вынудили Наполеона III сесть за стол переговоров.

Внешнее давление на Францию, а также перспектива оказаться в изоляции от остальной Европы, стали решающими факторами при подписании мирного договора. В результате мирного договора, подписанного в Милане 21 июня, правительство Италии обязывалось провести плебисцит по вопросу будущего Савойи в результате которого бы герцогство осталась бы в Италии или отошла к Франции. Администрация Савоий, подчинявшаяся непосредственно французскому императору без труда обеспечили необходимый исход голосования — Савойя вошла в состав Франции.