ФЭНДОМ

В данной статье рассматривается и обсуждается теоретическая ситуация франко-британской войны в 1898 году.

I: политическая концепция

1) Непосредственно в 1898 году произошел Фашодский Кризис - колониальный конфликт между Великобританией и Францией из-за области Фашода в Африке. Причиной кризиса стало вторжение отряда майора Маршана в Фашодскую Область. Это вызвало негативную реакцию Великобритании, которая объявила, что если французские войска останутся в регионе, Великобритания будет рассматривать это как Casus Belli.

Франция, считавшая, что не имеет должной политической поддержки в Европе, была вынуждена уступить. Уступка вызвала бурю протестов, и французское правительство даже всеръез рассматривало возможность франко-германского союза против Британии.

2) Всего за два года до Фашоды произошел кризис британо-германских отношений из-за т.н. "телеграммы Крюгеру" - депеши, направленной императором Вильгельмом II президенту ЮАР Паулю Крюгеру с поздравлениями по поводу поражения британской экспедиции Джеймсона.

Телеграмма вызвала бурю негодования в Лондоне. 

Менее известным является тот факт, что первоначально Вильгельм II собирался отправить депешу в Лондон с выражением резкого протеста против рейда Джеймсона. Депеша была уже вручена британскому послу, когда было получено сообщение о разгроме Джеймсона. В сложившейся ситуации, Вильгельм понял, что депеша с протестом будет воспринята как оскорбление и приказал отозвать депешу. Что удалось сделать буквально в последний момент: британский посол не стал читать ноту в тот же день и она пролежала в запечатаном конверте всю ночь. 

ВЫВОД: Что если предположить, что Вильгельм II НЕ УСПЕЛ отозвать свою ноту протеста, и она была вручена британцам? Промежуток времени был весьма коротким: 2-го января нота была вручена, в тот же день пришли сведения о разгроме Джеймсона, а 3-го января была уже отправлена телеграмма Крюгеру?

Весьма вероятным представляется в таком случае резкое охлаждение отношений между Великобританией и Германией - достаточное, чтобы Германия начала вновь рассматривать возможность союза с Францией.

Если эти события - телеграмма Крюгера и Фашодский Кризис - удасться "наложить" друг на друга, вполне вероятной представляется ситуация, при которой Вильгельм II широким жестом предложит французам создать автономные Эльзас-Лотарингию под совместным владением двух держав, взамен на поддержку в противостоянии с Великобританией.

3) Следует также учесть франко-русский военный союз и российские претензии на черноморские проливы.

II: военная концепция

Военное положение конфликта следует рассматривать в первую очередь с точки зрения военно-морских сил. Не представляет возможности для сомнений тот факт, что в 1896-1898 году Британия была физически не способна вести наземную войну в случае вторжения противника. Британские наземные силы были скованы в Южной Африке, в метрополии оставались лишь незначительные силы, крошечные и слабо вооруженные в сравнении с британскими и германскими.

Рассмотрим соотношение военно-морских сил подробнее:

Франция:

Эскадренные броненосцы: 12

"Шарлемань"

"Сен-Луи"

"Голуа"

"Бувэ"

"Массена"

"Жарегибери"

"Карно"

"Шарль Мартел"

"Бреннус"

"Мажента"

"Нептун"

"Марсо"

"Ош"

Броненосцы береговой обороны: 8

"Жеммап"

"Валми"

"Амираль-Труэ"

"Бувине"

"Кайман"

"Индомптебиль"

"Реквин"

"Террибле"

Устаревшие броненосцы (боеспособные): 3

"Амираль Бодэн"

"Формидабль"

"Амираль Дюперре"

Великобритания:

Флот Ла-Манша: 9

"Цезарь" (класс "Маджестик")

"Ганнибал" (класс "Маджестик")

"Юпитер" (класс "Маджестик")

"Магнифишент" (класс "Маджестик")

"Маджестик" (класс "Маджестик")

"Марс" (класс "Маджестик")

"Принц Георг" (класс "Маджестик")

"Рипалс" (класс "Ройал Соверен")

"Резолюшен" (класс "Ройал Соверен")

Средиземноморский Флот: 9

"Викториес" (класс "Маджестик")

"Ройал Соверен" (класс "Ройал Соверен")

"Худ"  (модернизированный класс "Ройал Соверен")

"Эмпресс оф Индия"  (класс "Ройал Соверен")

"Рамиллес"  (класс "Ройал Соверен")

"Ривендж"  (класс "Ройал Соверен")

"Ройал Ок"  (класс "Ройал Соверен")

"Кэмпердаун" (класс "Адмирал")

"Энсон" (класс "Адмирал")

Китайская Станция:

"Центурион"

"Бафлер"

"Ринаун"

В портах на охранной службе и в резерве:

"Нил"

"Трафальгар"

"Санспарейл"

"Коллингвуд" (класс "Адмирал")

"Родни" (класс "Адмирал")

"Хоув" (класс "Адмирал")

"Бенбоу" (класс "Адмирал")

Примечание 1: современными классами являются корабли "Маджестик" и "Ройал Соверен". "Адмиралы" представляют собой серию устаревших кораблей, как и "Нил" и "Трафальгар". "Центурион", "Бафлер" и "Ринаун" - небольшие броненосцы, созданные для службы на Тихом Океане.

Примечание 2: Следует особо отметить - у британцев нет хорошего резерва военных моряков, и быстро ввести в строй резервные корабли не представляется возможным , как и корабли не в кампании. 

Соотношение сил не выглядит особо хорошим в пользу Франции. Но есть ряд важных аргументов:

Вооружение кораблей:

Французские современные броненосцы вооружены 40-45 калиберными 305-миллиметровыми орудиями и 274-миллиметровыми 45-калиберными орудиями. 

305-миллиметровая 45-калиберная французская пушка имеет скорострельность 1 выстрел в минуту.

274-миллиметровая 45-калиберная французская пушка имеет скорострельность 3 выстрела в минуту.

Старые ЭБР, вроде "Ош" или "Марсо" вооружены менее скорострельными орудиями.

В отличие от французских, британские орудия имеют устаревшую конструкцию. Они приспособлены для перезаряжания только в диаметральной плоскости, т.е. после каждого выстрела пушка должна быть развернута вдоль оси броненосца и перезаряжена. Прицел сбивается после каждого выстрела: кроме того падает скорострельность.

305-миллиметровая 35-калиберная британская пушка (вооружение "Маджестиков" и "Роял Соверенов") стреляет с частотой 0,5 выстрела в минуту (один выстрел в 120 секунд)

Устаревшие 305-343-миллиметровые орудия "Адмиралов" и других старых броненосцев еще менее скорострельны, и дают 1 выстрел в 2-3 минуты.

Рассмотрим гипотетическую ситуацию:

Предположим, что бой ведут 5 британских броненосцев - все "Маджестики" - и 5 французских броненосцев: "Бувэ", "Массена", "Жарегибери", "Карно", "Шарль Мартел".

Французский флот имеет общим счетом 10 305-миллиметровых орудий и 10 274-миллиметровых орудий. Общее число выстрелов в минуту - до 70.

Британский флот имеет 20 305-миллиметровых орудий. Общее число выстрелов в минуту - до 10-12.

Особенности бронирования кораблей также играют свою роль. 

На британских броненосцах установлен 229-миллиметровый пояс из гарвеированной стали, закрывающий среднюю часть надводного борта.

На французских броненосцах установлен пояс из гарвеированной или сталеникелевой стали, толщиной от 250 до 450 миллиметров, прикрывающий только ватерлинию, но по всей длине.

Французское 305-миллиметровое орудие пробивает пояс "Маджестика" с дистанции в 8000 м.

Британское 305-миллиметровое орудие пробивает пояс (центральную часть) "Шарля Мартела" с дистанции не более 5000 м.

Особенности бронирования британских кораблей связаны с переоценкой роли скорострельной артиллерии калибром 120-152 мм в результате морского сражения при Ялу в 1892. 

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики