ФЭНДОМ

Французская республика
Flag of France Герб-французской-респуб-ики-45683608
Год основания: 1792
Официальный язык: Французский
Форма правления: Консульская республика
Главы государства: См. Список Консулов Французской республики
Столица: Париж
Религия: Светское государство
Площадь: 655 000 км²
Население: 40 млн чел.
Валюта: Франк
ФранцияТМ1812

Французская республика, также Революционная Франция или просто Франция, - государство в Западной Европе, омываемое с севера и запада Атлантическом океаном - Бискайским заливом с запада и заливом Ла-Манш с севера, и Средиземном морем с юга.

Французская республика была создана в 1792 году Законодательным собранием в ходе Великой Французской Революции после казни короля Людовика XVI.

Крупнейшие города - Париж, Лион, Марсель, Барселона, Тулуза, Лилль, Брюссель, Бордо

Государственное устройство

Французская республика считается унитарным государством с республиканской формой правления. На данный момент действует принятая в 1799 году Конституция Моро, или Ноябрьская Конституция.

Главой государства является Консул Французской республики, избираемый на 10 лет. Консул имеет достаточно широкие полномочия, слабо ограниченные Законодательным собранием, из-за чего режим Моро и его преемников часто историками характеризуется как диктаторский. Консул является гарантом Конституции республики, имеет право распустить и собрать Законодательное собрание, является фактическим главой правительства.

Правительство Французской республики, или Исполнительный совет Французской республики, является высшим исполнительным органом власти. Министры французского правительства на деле отчитываются напрямую лидеру государства - консулу. Существует Председатель Исполнительного совета, являющийся обычно министром внутренних дел. Однако его полномочия сильно ограничены, фактически этот титул носит лишь символический характер.

Высшим законодательным органов Франции является ее Законодательное собрание - двухпалатный парламент. Нижняя его палата - Совет пятисот - разрабатывает резолюции, которые становились после утверждения в Совете старейшин законами. Совет пятисот состоит из 500 депутатов, ежегодно Совет обновляется по третям. Выборы в Совет пятисот происходят по департаментам при условиях тайных выборов. Верхняя палата Законодательного собрания - Совет старейшин. Как понятно из названия, избираются в него депутаты, достигшие возраста в 40 лет (в отличии от 30 лет в нижней палате). Совет старейшин утверждает резолюции из нижней палаты.

Французская республика по административному делению делится на департаменты - главные административные единицы страны. Всего их - 102.

Первые годы Республики

Канзь Людоука

Казнь короля Франции Людовика XVI

После свержения монархии была принята Конституция Французской республики 1792 года, в страна перешла к форме правления парламентской республики. Власть в государстве получил Национальный конвент - высший законодательный орган Франции. При этом свержение монархии и общая нестабильность в стране привели к восстаниям роялистов в Вандее и Бретани и федералистов на юге страны.

31 мая 1793 года происходит якобинское восстание против власти жирондистов в республике. В результате Жиронда пала, а власть в стране получили радикальные монтаньяры. Страну якобинцы получили в условиях гражданской войны против роялистов и федералистов и бунтов, охвативших половину страны. При этом Франция терпела военные неудачи против войск интервентов из Германии, но, к счастью для якобинского Конвента, приграничные провинции Франции оставались ему верны. Тем не менее, постепенно военная ситуация для Франции становилась все более устрашающей: Республика вела войну почти против всех своих соседей - Священной Римской империи и Габсбургской монархии, Испании, Пьемонта. Британские высадки на юге страны не давали покоя. В таких условиях монтаньяры шли на уступки "четвертому сословию" - крестьянам, которые были большей частью населения страны и составляли большинство солдат в Республиканской армии, бывшей в тот момент фактическим ополчением, пусть Лазар Карно и добился успехов в ее формировании.