ФЭНДОМ

Михаил Михайлович Цытлёнок
[[Image:{{{Фотография}}}|285px|Фотография]]
Должность: Генеральный Секретарь ЦК КПСС (26 мая 1948-11 сентября 1970)
Предшественник: Иосиф Виссарионович Сталин
Преемник: Виктор Григорьевич Волков
Рождение: 17 июля 1901 года, Минская губерния
Смерть: 8 февраля 2008 года, Куйбышев
Образование: {{{Образование}}}
Партия: КПСС
Гражданство: СССР

Михаил Михайлович Цытлёнок (17 июля 1901 года - 8 февраля 2008 года) - советский государственный деятель, Генеральный Секретарь ЦК КПСС в 1948-1970 годах, Маршал СССР в 1943-1970 годах и с 1976 года, четырежды Герой Советского Союза.

До войны

Родился 17 июля 1901 года в небольшой деревне Минской губернии. Отец, Михаил Иванович Цытлёнок, был активным членом РСДРП, после Октябрьской революции возглавил партийную ячейку. В 1929 году он умер.

Цытлёнок-младший продолжил дело отца. В конце 1930-х Михаил Михайлович Цытлёнок возглавил колхоз.

Вторая мировая война

В 1941 году Цытлёнок ушёл добровольцем на фронт. Участвовал во многих сражениях; например, в Ленинградской битве лично уничтожил не менее 50 фашистов, сбил 8 самолётов, за что впервые получил звание Героя Советского Союза. За период войны Цытлёнок неоднократно повышался в звании. В 1943 году за успешно проведённую Бугско-Нёманскую операцию второй раз стал Героем Советского Союза, а также получил звание Маршала Советского Союза.

После войны

В 1944 году возглавил НКВД (не путать с карательным НКГБ). В 1946 году стал членом Политбюро. В том же году предотвратил покушение на Сталина, которое собирался совершить бывший маршал Григорий Кулик.

Из воспоминаний Михаила Цытлёнка: "Я увидел, как Григорий Иванович засунул руку за пояс. Это происходило в то самое время, когда Сталин его отчитывал. Не думая ни секунды, я вытащил пистолет и выстрелил. Смертельно раненный, Кулик смог вытащить пистолет и направить его на Сталина, но я выстрелил первый. Кулик выпустил из руки пистолет и упал."

После покушения всё руководство НКГБ во главе с Берия, допустившее покушение, было расстреляно.

Генеральный Секретарь

19 мая 1948 года скончался Иосиф Сталин. Ещё неделю пост генсека оставался вакантным. 26 мая новым Генеральным Секретарём ЦК КПСС был избран М. М. Цытлёнок.

Из воспоминаний Михаила Цытлёнка: "Я не могу сказать, почему генсеком выбрали именно меня. В Политбюро было много более влиятельных личностей: Маленков, Молотов, Жданов, Жуков..."

Внутренняя политика

Ещё в 1950 году были реабилитированы некоторые категории пострадавших от репрессий (члены семей врагов народа, попавшие в плен во время ВМВ). Однако сами репрессии не прекратились. В 1954 году был расстрелян Георгий Максимиллианович Маленков. К началу 1960-х, однако, наблюдается снижение числа репрессированных. В 1961 году было расстреляно 382 человека, из них 324 - за убийство с отягчающими обстоятельствами, в 1962 - 173, в 1963 - 94.

Цытлёнок уделял много внимания развитию науки и техники. В 1961 году был запущен первый искусственный спутник, в 1967 году первый человек полетел в космос. В 1953 году за антисоветскую деятельность и вредительство был осуждён Т. Д. Лысенко (умер в 1955, реабилитирован в 1971).

В середине 1960-х были проведены Антитабачная и Антиалкогольная компании. Стали пропагандироваться безалкогольные праздники, с экранов телевизора исчезли сцены курения героев и употребления ими алкоголя, даже была подвергута цензуре и монтажу хроника Сталина. С 1966 года в КПСС перестали принимать курильщиков (но действующие члены КПСС могли продолжать курить).

Из воспоминаний Михаила Цытлёнка: "Мне повезло - я сам никогда не курил. Ни на войне, ни в лагере-колонии. Выпить рюмочку мог, но в 1963 году полностью бросил."

В 1949 году столица СССР была окончательно перенесена из пострадавшей от войны Москвы в Куйбышев.

Внешняя политика

При Цытлёнке СССР стал сильнейшим государством мира. В 1955 резко обострились отношения с Турцией, что привело к советско-турецкой войне 1955-1957 годов. Это была единственная война, в которой принимал участие СССР при Цытлёнке (если не считать поддержку коммунистов во время восстания в Канаде). В 1952 году был создан Совет Экономической Взаимопомощи, в который вошли все социалистические и некоторые социал-демократические страны.

Отношение к религии и культуре

В 1951 году был принят закон "О противодействии пропаганде религиозных предрассудков", который значительно осложнил существование всех конфессий. Например, человек, помолившийся в общественном месте, мог быть привличён к уголовной ответственности по статье "Пропаганда или публичное выражение религиозных предрассудков", за которую до 1959 года была предусмотрена смертная казнь. Лишь в 1968 году в закон "О противодействии пропаганде религиозных предрассудков" были внесены поправки, несколько упростившие религиозную жизнь. В 1996 году Цытлёнок назвал антирелигиозную компанию "перегибом".

В 1955 году был создан Народный комиссариат идеологии и нравственности (НКИН), который возглавил М. А. Суслов.

При Цытлёнке впервые было признано существование различных направлений в искусстве, однако цензура сохранялась. Полностью прекратились репрессии культурных деятелей (если не считать Солженицына).

Переворот 1970 год

11 сентября 1970 года, когда Цытлёнок находился в Болгарии, ряд высших государственных деятелей (В. Г. Волков, С. С. Калевалов, А. Н. Косыгин, А. Н. Шелепин, Д. Т. Шепилов и др.) объявили о снятии М. М. Цытлёнка с должности Генерального Секретаря ЦК КПСС якобы в связи с ухудшением его здоровья. После возвращения в Куйбышев Цытлёнок был арестован.

В декабре 1970 года Михаил Цытлёнок был признан виновным в Измене Родине и приговорён к 20 годам лишения свободы с лишением всех государственных наград и воинского звания "Маршал Советского Союза".

Вторая гражданская война 1972-1976 годов

В 1972 году белые напали на Тюменский лагерь-колонию, где отбывал заключение Цытлёнок. Заключённые были освобождены, а Цытлёнок и несколько других заключённых, отказавшиеся перейти на сторону белых, оказались в плену. Вскоре Цытлёнок и другие пленные сбежали из колонии и создали партизанский отряд.

В 1974 году, когда Тюмень (ныне Цытлёновск) оказалась в руках красных, отряд Цытлёнка присоединился к Советской Армии. За сопротивление белым Цытлёнок был полностью реабилитирован, повышен в звании и третий раз стал Героем Советского Союза. За голову Цытлёнка руководитель белых, Верховный староста Святой Руси Александр Солженицын назначил награду в 200 рублей.

В начале 1976 году после нескольких удачных операций Цытлёнок вновь стал Маршалом СССР. Также ему было четвёртый раз присвоено звание Героя Советского Союза. 17 июля 1976 года пал последний оплот белых - город Чита. Через год А. И. Солженицын и другие руководители белых были расстреляны.

После войны был введён пост Президента СССР. Цытлёнку был предложен этот пост, но он сам отказался. Первым Президентом стал Заруцков О. Д. (1918-1995).

Последние годы

В 1976-1983 годах Цытлёнок был депутатом ВС СССР, после чего завершил политическую карьеру.

В 1996 году участвовал в церемонии открытия Летних Олимпийских игр в Ульяновске.

В 2001 году отметил 100-летний юбилей. В 2002 году вышла книга воспоминаний Михаила Цытлёнка.

Последний раз появился на публике во время празднования 90-й годовщины Октябрьской революции в 2007 году.

Михаил Михайлович Цытлёнок умер 8 февраля 2008 года в возрасте 106 лет. Похоронен на Центральном Государственном кладбище Куйбышева.

Семья

Жена Каранчук (Цытлёнок) Авдотья Авдеевна (1903-1997).

Сын Цытлёнок Юрий Михайлович (род. 1927). Дочь Цытлёнок (Виноградова) Татьяна Михайловна (1935-2011).

Дочь Цытлёнок (Гитенко) Надежда Михайловна (род. 1939).

Память

В 1961 году город Могилёв (БССР) был переименован в Цытлёнок. В 1970 году название Могилёв было возвращено, в 1994 году город снова стал называться Цытлёнок.

В 2009 году город Тюмень был переименован в Цытлёновск.

Также в честь Цытлёнка названы населённые пункты по всему СССР, улицы почти во всех крупных городах и другие объекты.

В 2011 году была выпущена почтовая марка с изображением Михаила Цытлёнка.

Интересные факты

Был единственным руководителем СССР, дожившим до 100 лет. У Цытлёнка было две младшие сестры: Татьяна (1902-2012) прожила 110 лет, а Прасковья (род. 1909) жива и сегодня (104 года). Также Цытлёнок на данный момент является последним генсеком, умершим своей смертью (Волков был убит в 1991 году, Заруцков умер в результате врачебной ошибки в 1994 году, Кумаков погиб в результате теракта в 2007 году).

Был амбидекстром, хотя родился правшой. Дело в том, что в 1941 году Цытлёнок получил ранение в кисть правой руки, и некоторое время вынужден был действовать левой рукой. Вопреки заблуждению, никогда не подписывал два документа одновременно обеими руками. Воспоминания писал левой рукой (к тому времени правая рука частично утратила способность действовать).

День победы во Второй Гражданской войне (17 июля 1976 года) пришёлся на день рождения Цытлёнка.

В 2010 году Всесоюзный Центр Исследования Общественного Мнения провёл опрос: "Какой из руководителей СССР Вам наиболее симпатичен?". Цытлёнок занял 3-е место (20%) после Ярлевича (31%) и Ленина (23%), опередив даже Сталина (19%). В опросе были как генсеки, так и Президенты СССР.

Советский молодой исполнитель Октябрь Никонов (род. 19 октября 1996 года) является праправнуком Михаила Цытлёнка.

Критика

Уинстон Черчилль: "Новый руководитель России мне абсолютно несимпатичен. В отличии от Сталина, которого есть за что уважать, Цытлёнок за 4 года у власти не сделал ничего существенного. Кроме того, ему совершенно не знакома мораль. Имено поэтому он так усердно борется с религией."

Александр Солженицын: "Этот цыплёнок своими двумя руками подписывал античеловеческие приказы. Он преступник, преступник перед Русским Народом, преступник перед Русской Моралью, преступник перед Русской Верой. И он, и все большевики-нелюди должны ответить за эти злодеяния и понести заслуженную кару."

Николай Гурков: "Чем известен Цытлёнок? Непонятной, непоследовательной политикой. Он то хотел расстрелять Хрущёва, то помиловал его, то наградил Солженицына Государственной премией, то отправил его на Таймыр. Мне непонятна его популярность в народе."

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики