ФЭНДОМ

Шарль Анри Маркс
Карл Маркс
Род деятельности: Экономист, социолог, философ
Направление: Марксизм
Рождение: 5 мая 1818
Трев, Французская республика
Смерть: 14 марта 1883
Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки
Образование: Боннский университет
Парижский университет
Гражданство: Французская республика
Соединенные Штаты Америки
Шарль Маркс (полное имя фр. Charles Henri Marx - Шарль Анри Маркс; 5 мая 1818 или 15 флореаля XXVI года, Трев, Французская республика - 14 марта 1883 года, Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки) - французский философ, социолог, экономист, писатель, поэт, журналист, общественный и политический деятель.

Автор "Манифеста коммунистической партии", а так же классического труда по политической экономии "Капитал". Основоположник материалистического понимания истории и философии, материалистической диалектики, научного социализма, теорий классовой борьбы и прибавочной стоимости. Все эти направления совокупно имеют название "марксизм" и являются основой коммунистического движения.

Детство и юность

Шарль Анри Маркс был третьим ребенком в семье адвоката еврейского происхождения Анри Маркса (1777-1838), происходившего из рода раввинов. Родился 15 флореаля XXVI года в городе Трев департамента Сарр Французской республики.

Отец Шарля - урожденный Гершель Леви Мордехай - пользовался большим авторитетом среди горожан и занимал место в высшем апелляционном суде Трева. Французская революция, формально, полностью уравняла евреев в правах с остальным населением, упразднив еврейские гетто и запрет на исповедание иудаизма госчиновниками. На практике, однако, в ряде регионов Франции - прежде всего в Эльзасе и Рейнской области - подавляющее большинство населения было крайне негативно настроено к евреям, в результате чего здесь нередки были погромы. В этих условиях Гершель незадолго до рождения сына перешел в католицизм, сменив имя на Анри Маркс. Все его дети воспитывались в католической вере.

Окончив в XLIII году гимназию города Трева, юный Маркс поступил в Боннский университет, где он впервые услышал лекции баварского философа-материалиста Людвига Фейербаха, оказавшего на него огромное влияние. Проучившись в Бонне 2 семеста, он перевелся в Парижский университет, который и окончил экстерном в XLIX году.

Маркс в юности

Маркс в юности

Именно в Париже сложился будущий круг единомышленников Маркса, в который на первых этапах входили социалисты-утописты Жан Жак Пийо, Теодор Дезами и Ришар Лаготьер, занимавшиеся издательством радикально-антиправительственных газет. Под их влиянием Маркс, вернувшийся после защиты диссертации в Бонн, где ему было предложено место профессора философии, так же увлекся журналистикой, опубликовав в "Рейнской Газете" ряд статей с критикой режима Второй республики. Так же ко времени жизни в Париже относится знакомство Маркса с семьей Шарля Люсьена Бонапарта, сына третьего главы Французской республики, преподававшего в университете биологию. Племянница Шарля - Кристина Габриелли - в LI году стала женой Маркса.

Начало политической деятельности

В LIII году из-за проблем с властями Маркс вынужден был перебраться из Бонна в Брюссель. Здесь он завязал переписку с социалистами из множества европейских государств - с французом Пьером-Жозефом Прудоном, русскими эмигрантами Бакуниным и Боткиным, прусскими социалистами Вильгельмом Вольфом и Фридрихом Энгельсом, а так же с английскими чартистами. Итогом этого сотрудничество стало создание "Манифеста коммунистической партии", опубликованного 1 вантоза LVI года. А годом ранее Маркс основал в Брюсселе Союз коммунистов.

Весна народов

Основная статья: Весна народов

С началом революции во Франции Маркс активно примкнул к протестующим против режима Альфонса де Ламартина, благодаря чему снискал себе достаточную популярность, позволившую ему на выборах в Законодательный Корпус во флореале быть избранным депутатом от Брюсселя по списку монтаньяров. Кроме того, в Законодательный Корпус попали ближайшие соратники Маркса - Прудон, Пийо, Дезами, а так же такие видные деятели рабочего движения, как Распай, Бланки, Альбер и Барбес. Они составили немногочисленную, но необычайно влиятельную фракцию социалистов - депутаты-социалисты активно выступали на митингах, посещали Национальные мастерские, где беседовали с рабочими, агитируя их бороться за улучшение условий труда, а так же издавали огромное количество пропагандистского материала, благодаря чему удалось поднять парижских рабочих на борьбу с правительством.

Национальное-Собрание-15-мая-1848

Демонстрация 25 флореаля

Это вылилось в 150-тысячную демонстрацию 25 флореаля перед дворцом Тюильри, где заседал Законодательный Корпус. Во время демонстрации толпа ворвалась во дворец, где провозгласила Французскую Социальную Республику, в правительство которой должны были войти Бланки, Альбер и Луи Блан, а лидером нового государства был объявлен Арман Барбес.

Это выступление ни к чему не привело, т. к. сами "лидеры" не поддержали столь радикальные требования митингующих, а подоспевшая Национальная гвардия вскоре взяла под контроль все правительственные здания. Альбер и Барбес были арестованы, Луи Блан покинул пост секретаря общественных работ и эмигрировал. Тем самым рабочее движение было обезглавлено.

4 мессидора правительство Кавеньяка закрыло все Национальные мастерские, чем вызвало новый всплеск борьбы на баррикадах - Маркс был в числе защитников Сент-Антуанского предместья, однако уже вечером следующего дня, после неудачного штурма Ратуши, стало понятно, что восстание обречено. 6 мессидора генерал Леруа полностью взял под контроль Париж. Шарль Маркс лишился депутатского мандата и вынужден был эмигрировать в Лондон.

Английская эмиграция

Британская республика, образованная 13 апреля 1848 года по григорианскому календарю, на несколько месяцев стала одним из самых революционных государств Европы - правительство возглавили чартисты, включающие себя самый широкий спектр левых политиков, от радикальных демократов до умеренных социалистов. Лидером страны стал Уильям Ловетт, основатель Лондонской ассоциации рабочих, что внушало Марксу надежды на то, что к Британии от Франции перейдет знамя революционной борьбы за освобождение рабочего класса.

Стачка

Стачка английских рабочих

Однако лидеры новой республики, в отличие от рядовой массы чартистов, были настроены на союз с буржуазией ради сохранения стабильности в стране. В результате возникла коалиция правых чартистов и радикальных вигов, ставшая основой для возникновения Демократической партии. Избранный президентом Британии в 1849 году Уильям Ловетт фактически отказался от продолжения реформ - в результате профсоюзы так и не получили государственного признания, монополии лишь ограничены, но не запрещены, церковь не была отделена от государства и т. д.

Маркс воспринял рост недовольства рабочих как возможность устроить в Британии "вторую революцию", которая бы довершила то, что не закончила Апрельская революция 1848 года. В начале 1850 года в Манчестере был образован Британский союз рабочих, объединивший ряд профсоюзов крупнейших промышленных центров страны. Маркс был одним из инициаторов его созыва, однако, как иностранец, не занимал в новом союзе никаких должностей. Тем не менее, лидерами Союза рабочих были избраны ближайшие сторонники Маркса еще со времен Брюсселя - Джордж Харни, Эрнст Джонс и Джон Бедфорд Лено.

1 мая Союз рабочих организовал серию демонстраций в Манчестере, Ливерпуле, Бирмингеме и ряде других городов, закончившихся столкновениями с полицией. В Шеффилде демонстрация переросла в восстание, продолжавшееся два дня, в ходе которого погибло несколько десятков человек. Марксу было предъявлено обвинение в антиправительственном заговоре, однако Харни и Джонс смогли добиться от Ловетта амнистии для всех участников демонстраций. Тем не менее, от Маркса потребовали покинуть Британию.

Союз рабочих

Създ британского союза рабочих

Демонстрации не прошли бесследно - власти вынуждены были легализовать профсоюзы, а так же ввести новое фабричное законодательство, установившее минимум заработной платы и предельную продолжительность рабочего дня. Так же было существенно ограничено использование детского труда.

Эмиграция в США

В 1849 году на выборах в США победили демократы. Их возвращение к власти ознаменовалось существенной либерализацией законодательства по приему эмигрантов, благодаря чему в Соединенные Штаты хлынул поток переселенцев из Европы. В 1850 году сюда прибыл и Шарль Маркс.

В Америке к этому времени уже жили некоторые из его старых соратников - Вильгельм Вейтлинг, Иосиф Вейдемейер и Август Виллих. В 1852 году они основали Пролетарский союз, состоящий в основном из эмигрантов-немцев и французов. Союз не сумел завоевать симпатии англоязычных американцев, из-за чего был распущен, однако уже в 1853 году возник Американский рабочий союз, в котором первоначально состояло 800 человек. В 1856 году члены Союза участвовали в агитации Национальной партии на президентских выборах.

Первый интернационал

В 1864 году на митинге в Чикаго, на котором присутствовали делегаты из Канады и Британии, а так же французские и немецкие эмигранты, сторонники Маркса провозгласили создание Международного товарищества рабочих, позже получившего название Первого Интернационала, призванное объединить все про-пролетарские группы ведущих индустриальных держав. 3-8 сентября 1866 года состоялся I Конгресс Интернационала в Женеве, на котором присутствовали делегаты из Франции, Германии, Пруссии, Британии, России, Швейцарии, США, Канады и нек. др. государств. Были приняты устав и программа, включавшая требования 8-часового рабочего дня, запрета детского труда, бесплатного образования, введение рабочих милиций вместо постоянных армий и т. д. Секретарем Интернационала был избран британский тред-юнионист Рандал Кример.

Первый интернационал

Делегаты конгресса Первого Интернационала

Конец 1860-х годов стал наиболее насыщенным в жизни Маркса - в 1866 году при его участии возникло первое объединение северо-американских профсоюзов - Национальный трудовой союз (НТС), объединивший прежде всего строителей и металлистов США и Канады, однако в дальнейшем, ради увеличения численности своих членов, лидеры НТС развернули агитацию среди неквалифицированных рабочих и даже фермеров. В 1869 году избранный главой НТС Уильям Сильвис заявил о том, что Союз объединил 600 000 рабочих, что едва ли было правдой.

В мае 1867 года Маркс опубликовал свой важнейших труд - "Капитал" - в котором изложил свои политэкономические взгляды и критику капитализма с позиций диалектического материализма.

Влияние марксизма в США пошло в гору с началом Долгой депрессии 1873 года, продлившейся в общей сложности более 20 лет. В это время профсоюзы возникли в среде железнодорожников, появились такие организации, как "Рыцари Св. Криспина" - профсоюз работников обувной промышленности, имевший так же женское подразделение, а также "Орден рыцарей труда", боровшийся за улучшение жизни и быта рабочих и их просвещение. Первый интернационал, штаб которого располагался в Нью-Йорке, становился все более влиятельной организацией. В том же 1873 году Рандал Кример был избран президентом Британии, что многих уверило в реальность мирного перехода власти в руки рабочих, однако Кример уже в первые годы правления показал, что не собирается идти на обострение отношений с буржуазией, из-за чего был исключен из всех структур Интернационала.

Последние годы и смерть

День труда

Первое празднование Дня труда в Нью-Йорке

В 1878 году экономика США начала постепенно выходить из кризиса, в связи с чем влияние Маркса пошло на спад. В Европе усиливались сторонники экономической борьбы пролетариата, которые все более отдалялись от революционной доктрины марксизма. Сам Маркс к этому времени отошел от активной политической деятельности - в 1876 году он присутствовал на учредительном съезде Социалистической рабочей партии Америки (СРПА), однако, когда ему было предложена должность национального секретаря, он отказался.

5 сентября 1882 года Маркс участвовал в первом в истории США праздновании Дня труда, организованного нью-йоркскими профсоюзами. К этому времени он уже был смертельно болен - 14 марта 1883 года, изнуренный длительной борьбой с воспалением легких, Шарль Анри Маркс скончался и был похоронен спустя три дня при большом стечении народа, как социалистов, так и простых рабочих.

Даниэль Де Леон - ближайший друг и единомышленник Маркса в последние годы его жизни - выступая на траурном митинге по случаю его кончины, подводя итог жизни и деятельности основателя американского социализма, произнес:

Учение Маркса всесильно, потому что оно верно!
(ориг.) The Marxist doctrine is omnipotent because it is true!

Основные идеи и историческая роль

Даниэль Де Леон

Даниэль Де Леон - ближайший друг и единомышленник Маркса в последние годы его жизни

Философия марксизма

Маркс как философ в значительной степени сформировался под влиянием немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, преподававшего в Гейдельбергском университете в Рейнской республике. Связи между Францией и Рейнландом были весьма тесными, особенно в немецкоязычных регионах Французской республики. Под влиянием работ Гегеля Маркс примкнул к кружку младогегельянцев, которые призывали "перевернуть Гегеля с головы на ноги" - вернуть его умозрительную диалектику на реальную почву. По мнению Маркса, осуществить это возможно было с помощью материализма, которым он увлекся благодаря лекциям Фейербаха, создав таким образом материалистическую диалектику.

Философия Маркса явилась по сути материалистическим прочтением философии Гегеля. Позднее он перенес свою материалистическую концепцию на историю, создав исторический материализм, согласно которому весь процесс развития человечества определяется классовой борьбой и последовательной сменой общественно-экономических формаций. В изданном в 1867 году "Капитале" Маркс изложил свою теорию прибавочной стоимости.

Идеи Маркса легли в основу коммунистического учения, во многом явившегося наследником как предыдущей французской революционной традиции, так и немецкой философии. От просветителей пришла идея формирования "новой личности", от английских чартистов - тред-юнионизм, борьба за самоорганизацию рабочих, от монтаньяров и последователей Прудона - система прямого народовластия. Политическое учение Маркса, однако, не было им изложено в какой-то работе, из-за чего в дальнейшем последователи Маркса - Де Леон и Дебс в США, Лонге и Лафарг во Франции, Вебб в Британии, Плеханов в России - фактически подстраивали его под себя, внося каждый какой-либо дополнение в доктрину марксизма.

Наследие

Продолжение следует...