ФЭНДОМ

Капиталистический финансовый кризис 2008 года — это финансово-экономический кризис, произошедший во всех капиталистических странах, проявившийся в сентябре — октябре 2008 года в форме очень сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве западных стран.

1793

Советская карикатура на Капиталистический кризис

Причины кризиса

Возникновение кризиса связывают со следующими факторами:

  • дисбалансы международной торговли и движения капиталов.
  • обесценивание доллара США на протяжении 2002—2008 годов породило уменьшение его использования рядом стран в качестве резервной валюты.
  • общей цикличностью экономического развития.
  • перегревом кредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса.
  • высокими ценами на сырьевые товары (в том числе, нефть).
  • перегревом фондового рынка.

В 2000-х годах наблюдался бум потребления, сопровождавшийся неуклонным ростом цен на сырьё — после Большой депрессии товаров потребления в 1981—2000 годах. Но в 2008 году цены многих товаров, особенно нефти и продуктов питания, достигли такого уровня, что стали наносить ощутимый экономический ущерб. В январе 2008 года цены на нефть превысили $100 за баррель.

Сократился спрос на автомобили: в августе 2008 года продажи автомобилей в Европе сократились на 26 %, в США в сентябре продажи автомобилей снизились на 36 %, в Японии — на 15,3 %. Это привело к сокращению производства металла и сокращению рабочих мест в автопроме и смежных отраслях.

Однако всё это никак не повлияло на, по большей части изолированную, социалистическую экономику стран СЭВ. И экономики этих стран (Социалистическое содружество без стран Восточной Азии, а так же социалистические страны Африки) не только не пострадали в результате кризиса, но и даже несколько ускорили свой рост.

Экономический спад в Европе

2008 год

Экономика Европейского союза сократилась на 0,5 % во втором квартале.

Во Франции в начале января 2008 года начался парад банковских банкротств. В результате которого по Франции прокатилась волна протестов против правительства. и позже это привело к отставке правительства. Французская экономика сократилась на 0,9 %.

В Дании спад ВВП составил 1,6 %.

Швеция показала нулевой рост.

Ирландия сообщила о сокращении ВВП на 3,5 %.

Цены на недвижимость в Испании упали на 32%. Уже к концу 2008 безработица в Испании составила 14%. Продажи автомобилей в Испании упали на 39 %. Спад производства достиг 10,5 %. Снижение розничных продаж в Испании достигло 8,9 %. Продажи продуктов питания снизились на 8,8 %. Во втором квартале экономика Испании сократилась на 0,1 %, что является самым низким показателем за 15 лет.

В ФРГ розничные продажи упали на 1,9 %, западно-германская экономика показала спад на 0,7 %.

В Италии Fiat объявил о закрытии заводов и временных увольнениях на заводах в Турине, Мельфи, Имоле и Сицилии. Итальянская экономика сократилась на 1,9 %.

В Нидерландах объём промышленного производства упал на 6,7%.

Экономика Финляндии снизилась на 0,2 %

Падение ВВП Великобритании 2008 года составило 0,6 %.

По данным Евростата, опубликованным в феврале 2009 года, промышленное производство в Евросоюзе в декабре 2008 года снизилось на 12,5 % в годовом выражении и на 2,9 % по сравнению с ноябрем.

2009 год

Неудачная антикризисная политика по всей территории Европейского Союза привела к большему спаду экономики - в 2009 году лишь в Норвегии наблюдался положительный рост ВВП.

ФРГ - падение на 2,1%.

Франция - падение на 3,8%

Великобритания - падение на 2,5%

Испания - падение на 4,7%

Италия - падение на 3,2%

2010 год

В 2010 году появились первые проявления восстановления экономик: рост показали крупнейшие экономики Западной Европы (Великобритания - 0,1%, Бельгия - 0,1%, Франция - 0,2%, Нидерланды - 0,25%, ФРГ - 0,4%, Норвегия - 1,0%).

Некоторые эксперты отмечают, что во многом рост Европейской экономики достигнут благодаря Советскому туризму и вложение в экономики этих стран со стороны граждан Социалистических стран.

2011 год

Создание по инициативе СЭВ Советского Инвестиционного Банка (СИБ), позволяет получить инвестиционные средства из стран ОВД. Подъём экономик Евросоюз, достижение уровня 2005 года.

Легче всего выбралась Франция, которая под социал-коммунистическим руководством взяло курс на сближение с СССР, от которого, в скоре, начала получать немалую экономическую помощь.

Большинство экономики стран Европейского союза ростут, за исключением Ирландии, Испании, Италии и Греции. Европейский союз окончательно отказывается от идеи создания общей валюты.

К лету 2011 года Госдолг Греции достиг 157%, а инфляция - 69% (самый высокий показатель в мире) и правительство объявило дефолт и ушло в отставку. Греция встала на путь строительства социализма.

В Испании левые получили 42% голосов, однако из-за политического кризиса (противоречия между нижней и высшей палатами парламента) Испания не может выроботать единую экономическую политику. Ситуация становиться всё более и более взрывоопасной.

Западный Мир

США

Krizis14

Великий рост и потребительский бум сменился падением...

С начала 2008 года экономика США в значительной степени вызвала опасения - рост составил всего лишь 0,2%, а в 2009 году падение ВВП составило 4,1%. Однако план Полсона, не принятый в Европе, а так же экономическая политика Джона Маккейна спасли экономику и в 2010 году США вышла с ростом - 4,4%, и в 2010 ВВП выросло до уровня 2008 года.

Многие считают, что интервенция в Иране позволит снизить цены на нефтепродукты и вызвать промышленный бум в стране.

Однако в период кризиса значительно вырос госдолг США в 2012 году Госдолг США составил 104% ВВП. Инфляция Доллара все эти годы держалась в среднем на уровне 5,2%.

Канада

В мае 2008 года Канадский ВВП сократился на 0,3 % в связи с сокращением в горнодобывающей, нефтяной и газовой промышленности на 1,2 % и уменьшением автомобилестроения на 7,6 %.

В начале декабря 2008 Банк Канады снизил ставку рефинансирования до самого низкого уровня с 1958 года, и признал, что экономика страны вошла в рецессию.

Австралия

В период с сентября — по октябрь 2008 австралийский доллар был девальвирован на 23 %, предприняты меры по вливанию в экономику до 7,3 млрд американских долларов с целью стимулирования потребительского спроса. Также Резервный банк Австралии предпринял снижение ставки рефинансирования.

Падение цен на акции (в том числе и акции австралийских компаний) вызвало значительные убытки австралийских пенсионных фондов. Уменьшение спроса на сырье со стороны промышленности Китая, и падение мировых цен, негативно сказалось на добывающей промышленности Австралии.

Япония

Экономика Японии за 2008 год упала на 0,3%, а в 2009 - 2,4%, однако меры по вливанию денег в экономику позволили ей сократить падение до 0,9% в 2010 году, а в 2011 году и вовсе ВВП вырос на 0,3%.

Падение экономики Японии позволило выйти на мировой рынок Советской высокотехнологичной радио-электроники, которая пользовалась своим спрос благодаря относительной долговечности и дешевизны.

Китай

Несмотря на кризис экономика Китая в 2008 году выросла на 8% по сравнению с 2007, однако "экономическое эхо" и политика Китайского правительства по сдерживанию роста при вела к тому, что рост за 2009 год составил всего 4,3% (это самый низкий результат за 25 лет). за 2010 и 2011 года ВВП Китая вырос на 4,4% и 5,7% соответственно.

20 ноября 2008 года министр человеческих ресурсов и социального обеспечения, член Государственного совета КНР Инь Вэйминь официально признал увеличение числа безработных в стране, назвав ситуацию «критической»: фабрики, ориентированные на экспорт, вынуждены закрываться.

В связи с сокращением внешнего спроса анонсируются намерения китайского правительства по переориентации экономики на внутренний спрос. Также представители КНР объявили о предполагаемом переводе своих резервов в золото.

Ухудшение мировой конъюнктуры привело к тому, что китайская промышленность снизила спрос на сырьё, что, в свою очередь, повлекло за собой снижение мировых цен, в том числе на продукцию металлургии.

В эти годы инфляция Юаня составила 6,3%.

Последствия кризиса

Сокращения социальных расходов в большинстве капиталистических стран, растущая безработица и падение заработных плат, вызвало рост популярности левых партий в капиталистических странах.

Основные последствия кризиса:

  • Падение популярности "капиталистического пути" в странах третьего мира.
  • Один из факторов "Арабской весны"
  • Падение цен на нефть, выросших впоследствии войн на Ближнем Востоке
  • Увеличение инфляции в капиталистических странах
  • Рост популярности левых и лево-радикальных партий
  • Разочарования развитых стран в сфере услуг (перенаправление денег в реальные сектора экономики)

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики