ФЭНДОМ

Югославские войны
Основной конфликт: Распад СФРЮ
Collage Yugoslav wars
Дата

Март 1991 - Ноябрь 2002

Место

Бывшая СФРЮ(Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Македония)

Причина

Противоречия между народами Югославии

Итог

Обретение независимости Словенией, Хорватией, и Македонией, создание Союзной Республики Югославия.

Противники
Flag of FR Yugoslavia.svg Союзная Республика Югославия

Flag of Republika Srpska.svg Сербия

900px-Flag of Montenegro.svg Черногория

Flag of Republika Srpska.svg Республика Сербска

State Flag of Serbian Krajina (1991).svg Республика Сербска Краина

Flag of AP Western Bosnia (1993-1995).svg Республика Западная Босния

Флаг Македонии Македония (С 1998)

Flag of the Serbian Volunteer Guard Сербская Добровольческая Гвардия

При поддержке:

Flag of the United Nations.svg ООН

Flag of the CIS.svg СНГ

Flag of NATO НАТО

Флаг Хорватии Хорватия

Flag of the Croatian Republic of Herzeg-Bosnia.svg Хорватская Республика Герцег-Босна

Флаг Словении Словения (1991)

800px-Flag of Bosnia and Herzegovina.svg Республика Босния и Герцеговина

Флаг Албании Республика Косово

UCK KLA Армия Освобождения Косова

Uck Nla logo.svg Армия Национального Освобождения (Македония)

UCPMB logo.svg Армия Освобождения Прешева, Медведжи и Буяноваца

Командующие
415px-Standard of the President of Federal Republic of Yugoslavia.svg Слободан Милошевич

900px-Flag of Montenegro.svg Flag of FR Yugoslavia.svg Момир Булатович

Flag of FR Yugoslavia.svg Велько Кадиевич

Flag of FR Yugoslavia.svg Бранко Костич

Flag of FR Yugoslavia.svg Драголюб Ойданич

Flag of FR Yugoslavia.svg Небойша Павкович

Flag of FR Yugoslavia.svg Воислав Шешель

State Flag of Serbian Krajina (1991).svg Милан Бабич

State Flag of Serbian Krajina (1991).svg Горан Хаджич

State Flag of Serbian Krajina (1991).svg Милан Мартич

Flag of Republika Srpska.svg Радован Караджич

Flag of Republika Srpska.svg Ратко Младич

Flag of the Serbian Volunteer Guard Желько Ражнатович

Flag of AP Western Bosnia (1993-1995).svg Фикрет Абдич

Флаг Македонии Киро Глигоров.

Флаг Македонии Борис Трайковский

Флаг Македонии Доста Димовская

Presidential Flag of Croatia.svg Франьо Туджман

Флаг Хорватии Гойко Шушак

Флаг Хорватии Антон Тус

Флаг Хорватии Янко Бобетко

Флаг Хорватии Звонимир Червенко

Флаг Хорватии Лука Джанко

Флаг Хорватии Петар Стипетич

Флаг Хорватии Анте Готовина

Flag of the Croatian Republic of Herzeg-Bosnia.svg Мате Бобан

Flag of the Croatian Republic of Herzeg-Bosnia.svg Дарио Кордич

Flag of the Croatian Republic of Herzeg-Bosnia.svg Анте Росо

Flag of the Croatian Republic of Herzeg-Bosnia.svg Миливой Петкович

Flag of the Croatian Republic of Herzeg-Bosnia.svg Тихомир Блашкич

800px-Flag of Bosnia and Herzegovina.svg Алия Изетбегович

800px-Flag of Bosnia and Herzegovina.svg Сефер Халилович

800px-Flag of Bosnia and Herzegovina.svg Насер Ордич

800px-Flag of Bosnia and Herzegovina.svg Расим Делич

Флаг Словении Милан Кучан

Флаг Словении Янез Янша

Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно
 Югославские войны ​ (серб. југословенски рат, хорв. jugoslavenski rat, босн. jugoslovenski rat, макед. југословенската војна, словен. jugoslovanska vojna) - серия военных конфликтов, произошедшая в ходе распада Югославии (СФРЮ) между сербо-македонскими силами (при поддержке НАТО и России) и хорватскими и мусульманскими силами. В российской историографии называется "Гражданская война в Югославии", в западной - "Yugoslav Crisis"

Предыстория конфликта

Корни конфликта уходят в глубь истории Югославии, а именно к 1918 году, когда Государство Словенцев, Хорватов и Сербов объединилось с Сербией, создав Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, ставшее более известное как Королевство Югославия.

Однако создание государства где не было предусмотрено национальных автономий, и титульная нация была Сербская, привело к созданию освободительных движений, которые в основном избирали своим методом терроризм. Наиболее сильно было националистическое движение в Хорватии.

Многочисленные радикальные националистические организации в этой стране не стеснялись использовать националистические методы. В 1929 году в Хорватии появилось движение "Усташей" во главе с Анте Павеличем. Данное радикальное движение проводило теракты против Королевства Югославии, и имело Фашистскую идеологию(Штаб-квартира данной партии находилась в Фашистской Италии). Наиболее громким терактом Усташей стало убийство в Марселе короля Югославии Александра I. После начала Второй Мировой Войны, а в 1941 году и оккупации Югославии Итальянско-Немецкими войсками, Усташи возглавили новосозданное Независимое Государство Хорватия. Данное нацистское образование поддержало большинство хорватов и часть боснийских мусульман.

Rob nikada

Пропагандистский плакат Усташей.

В таком сильном раздоре между сербами и хорватами определенную роль играла религия, подавляющее число хорватского было католическим, в то время как подавляющее число сербов православным. Кроме того Усташей поддерживали многие католические организации. Кроме того сербы писали на кириллице, а хорваты на латинице.

В случае с боснийцами основную роль в раздоре сыграла именно религия так как большинство боснийцев были мусульмане.

В годы Второй Мировой Войны Усташи проводили политику геноцида против сербов, уничтожались и депортировались лица сербской национальности, многие были сосланы в концлагеря. Сербская Православная церковь была запрещена, и храмы разрушались. Был введен на запрет сербского языка, и запрет на письмо кириллицей.

После войны и победы НОАЮ, во главе с Иосифом Брозом Тито, Югославия вновь была объединена. В отношении Усташей Коммунисты проводили политику репрессий. При передаче пленных Усташей Англичанами НОАЮ в Блайбурге, НОАЮ уничтожили всех, данные события получили известность как Блайбургская бойня. В самой Хорватии и Боснии где жили этнические Хорваты, началась охота на Усташей. Так как основной костяк НОАЮ, и новосозданных органов безопасности Федеративной Народной Республики Югославии(В будущем Социалистической Федеративной Республики Югославия) был из представителей сербской национальности, и у многих семьи пострадали при терроре Усташей, о пощаде не могло быть и речи. Службы безопасности вылавливали каждого кто хоть сколь нибудь был причастен к Усташевскому режиму, не избежали участи и католические священники помогавшие Усташам в их политике Геноцида Сербов.

Политика Усташей, а так же месть Сербов за геноцид повлияла на отношения между этими двумя народами. После разрыва Тито со Сталиным, Тито провел репрессии против сталинсткого крыла Коммунистической партии, наиболее сильным представителем которого был Андрия Хебранг, хорват по национальности, и который имел определенную популярность среди хорватского населения, и выступал в роли миротворца. В частности именно благодаря стараниям Хебранга напряженность в Хорватии спала. Его убийство вновь посеяло семена недоверия между Хорватами и Сербами.

Ante Pavelić

Анте Павелич. Лидер Усташей.

Josip Broz Tito Bihać 1942

Иосиф Броз Тито, лидер НОАЮ, и СФРЮ.

Не смотря на хитрую политику Тито, и на высокий уровень жизни населения в Югославии, Тито не смог предотвратить того что в СФРЮ появилась титульная нация, а именно сербская. Данное положение Сербов было продиктовано по мимо вышеперечисленных причин, и другими историческими условиями. Во первых Сербы были многочисленным народом, и еще до образования Югославии как королевства после Первой Мировой Войны, они расселились по многим частям Балкан, а именно в области известной как Югославия, и в частности во времена существования Королевства Югославия, Сербы как титульная нация расселились на берегу Адриатики и на плодородных землях позже известных как территория Республики Сербска Краина. Во вторых как указано выше, в результате зверств Усташей, и поддержки большинством хорватов режима Павелича, основной костяк новых кадров новой страны составляли сербы(Прим. Александр Ранкович, глава службы безопасности СФРЮ был этническим Сербом). Да и в самой Хорватии жило огромное число сербов. Что привело к тому что средние по значимости, и в особенности малые по значимости государственные, и хозяйственные посты заняли сербы. В третьих из-за контроля сербами исполнительных государственных постов, и в результате экономических реформ, большинство мелких и средних частных предприятий особенно связанных с торговлей в Югославии, и особенно в Хорватии контролировали сербы, были так же факты коррупции, и неприязни со стороны сербов к Хорватам, в основном со стороны тех у кого семья пострадала от Усташей.

Данное положение не слишком радовало Хорватов, и в 1971 году случилось крупное восстание известное как "Хорватская Весна", которая была подавлена силами безопасности. Данные события не встретили осуждения ни как со стороны США, ни как со стороны СССР, так как и тем и тем Югославия Тито была выгодна. В последующем движение за независимость Хорватии усилилось.

Отдельно стоит заметить что Тито был этническим Хорватом, и после войны создавая новую Социалистическую Югославию он сознательно закрепил за Хорватией примерно 80% береговой линии Югославии за Хорватской Социалистической Союзной Республикой, не взирая на то что примерно на 50% этих территорий проживали Сербы, и сознательно присоединил территории будущей Краины к Хорватии где проживало исключительно сербское население. Обладание Хорватией внушительным выходом к морю привело к тому что Хорватия начала богатеть. Не смотря на то что мелкое производство контролировали Сербы, крупное контролировали Хорваты, что порождало атмосферу недоверия, и неприязни. Кроме того Создание Боснии и Герцеговины привело к тому что огромные территории населенные как Хорватами, так и Сербами оказались оторванными от своих стран.

Andrija Hebrang

Андрия Хебранг. Соперник Тито, лидер Сталинской Франции в Коммунистической партии Югославии. Хорват.

Отдельное внимание следует уделить и конфликту в Косово. Данный конфликт представляет собой этнический конфликт между албанцами и сербами. Оба народа издревле делили регион Косово между друг другом, однако большинство населения все же было албанским. После Второй Мировой Войны, Албания как соседняя страна оказалась в сфере влияния Югославии Тито. Границ между Албанией и Югославией не существовало. В планах Тито было включить в состав Югославии еще и Албанию. Данные намерения поддерживал один из главных конкурентов лидера Социалистической Албании Энвера Ходжи, Кочи Дзозе. Однако вскоре Энвер Ходжа провел первые репрессии в Албании, против представителей проюгославской фракции. После этого Косово и Метохия где располагались части НОАЮ отошли Югославии. В дальнейшем связи с ужесточением режима в Албании, некоторые албанцы массово мигрировали в соседние страны, в частности в Югославию, где оседали в Косово. Связи с увеличением числа этнических албанцев, с их стороны появились требования о предоставления более широкой автономии и разрешения обучению Албанскому языку в школах, однако эти требования властями Югославии выполнены не были. Местное сербское население с подозрением относилось к албанцам, которые были в большинстве своем мусульмане. Случались стычки между обеими этническими группами в Косово. В 1981 году в автономном крае Косове случились массовые беспорядки которые были подавлены армией.

Кроме того начиная со смерти Тито, и последующего экономического кризиса в Югославии, преемники Тито на посту руководителей Югославии(Менялись каждый год связи с внутрипартийной борьбой) не смогли сделать ничего для того что бы как-то наладить ситуацию, а вскоре после нарастания волны бархатных революций, и Перестройки в СССР начали проводить политику этнонационализма, и относительную демократизацию. В результате в Хорватии в 1990-м году ко власти пришли националисты во главе с Франьо Туджманом, в Боснии и Герцеговине мусульманские радикалы. В результате начавшейся политики этнонационализма, сербские меньшинства в Хорватии начали притеснятся, что вылилось в Революцию Брёвен, которая привела к созданию Сербской Краины. В Боснии же обострились религиозные, и национальные споры из-за неоднородности населения, практически Боснию и Герцеговину было крайне сложно разделить по этническому признаку.

Кроме того в последние годы Югославское правительство централизировало экономику, из-за чего экономический кризис усложнялся. Наиболее сильно от кризиса пострадала Словения, которая была самая промышленно-развитая республика в составе Югославии. Половина Югославской промышленной продукции, особенно автопромышленности производилась в Словении. Местные политики технократы требовали себе экономических свобод, однако вместо этого центральное правительство все больше сосредотачивало власть в своих руках, в итоге местные партийные аппаратчики в Словении начали поощрять на государственном уровне движения за провозглашение независимости от СФРЮ, с целью получения рычага воздействия на центральное правительство.

Сумма всех приведенных выше причин привела к самой страшной, и масштабной войне в Европе со времен Второй Мировой Войны, и к одной из самых кровопролитных войн в 20-м веке.

Начало войны

В марте 1991 года произошли первые боевые столкновения между Сербской милицией, и Хорватской. По итогам Революции Брёвен сербское население на основе сил Территориальной Обороны создавали милицейские силы, тоже самое делали хорваты во главе с Франьо Туджманом который все больше впускался в национализм, и проводил антисербские кампании в местных СМИ и в местных органах власти. Стычки происходили чаще, переговорный процесс затянулся. Террор продолжал распространяться. Постепенно что хорватами что и сербами в результате стычек начали перениматься все более агрессивные методы борьбы с друг другом. Дошло и до того что Хорваты начали убивать своих же соотечественников сторонников мирного разрешения конфликта. 

В апреле Сербы объявили автономию на территориях на которых они занимали большинство, этот шаг был воспринят официальными властями Хорватии как мятеж. Франьо Туджман объявил об увеличении специальных полицейских сил, а вскоре им был подписан указ о создании Национальной Гвардии Хорватии.

Необходимо отметить, что в этот период происходили не только столкновения, но и попытки решить противоречия мирным путём. В частности, переговоры о нормализации обстановки в Восточной Славонии начались 9 апреля. Сербскую делегацию возглавлял глава местного отделения Сербской демократической партии Горан Хаджич, хорватскую — начальник полиции Осиека Йосип Рейхл-Кир. На встрече удалось договориться о ликвидации выставленных сербами баррикад к 14 апреля, а полиция гарантировала сербам безопасность. Несмотря на события 1—2 мая в Боровом Селе переговорный процесс продолжался.
9934398643

Убитый сторонник мирного урегулирования сербско-хорватского конфликта Иосип Реихл-Кир.

1 июля Реихл-Кир, заместитель председателя исполнительного совета Скупщины Осиека Горан Зобунджия, депутат Скупщины Милан Кнежевич и градоначальник Тени Мирко Турбич отправились в Теню для продолжения переговоров. На дороге они были остановлены группой полицейских во главе с хорватским эмигрантом из Австралии Антуном Гуделей, главой ХДС в Тене. Полицейские расстреляли делегацию, выжил только Турбич, получивший тяжёлое ранение. По одной версии, сделано это было по распоряжению Бранимира Главаша, осуждённого за военные преступления в 2000 году. После этого произошла эскалация напряжённости, переговоры между противоборствующими сторонами были сорваны.

Еще раньше 19 мая 1991 года в Хорватии состоялся референдум о независимости, на который был вынесен вопрос о статусе страны. Местные сербы референдум бойкотировали. По итогам голосования почти 94 % проголосовавших высказались за выход из состава Югославии и за независимое хорватское государство. Однако референдум сопровождался прямым нарушением всех демократических процедур.

827377

Танк ЮНА, застрявший у Баррикад Словенской Территориальной обороны в Любляне.

Партия Франьо Туджмана Хорватский Демократический Союз, контролировала процесс выборов, кроме того были отмечены факты коррупции, и использования административного ресурса. Однако это не помешало хорватским властям 25 июня 1991 года принять декларацию независимости. Европейская комиссия призвала Хорватию приостановить её действие на три месяца, хорватские власти согласились, однако это решение не способствовало снятию напряжённости. Президент РСФСР Соколов приехал в Югославию специально для продвижения переговорного процесса, однако путч ГКЧП в то же время вынудил его вернуться обратно.

8364683777

Колонна бронетехники ЮНА в лесах Словении.

В июне — июле 1991 года силы ЮНА были задействованы в короткой силовой акции против Словении, известной как Десятидневная война, закончившейся провалом. Акция была вызвана объявлением независимости Словении, которая была объявлена в один день с Хорватией. Операция против словенских сепаратистов носила кратковременный характер во многом из-за этнической однородности Словении. Местные силы Территориальной Обороны состояли преимущественно из Словенцев, а из-за проводившейся местными властями во главе с Миланом Кучаном пропаганды отделения от Югославии, и сама силовая акция со стороны ЮНА настроили Словенцев против Югославов. В ходе войны в Словении многие словенские и хорватские военнослужащие ЮНА отказывались воевать и дезертировали из рядов югославской армии.

Война в Словении завершилась Брионским соглашением подписанным при посредничестве ЕЭС и России по которым югославская армия прекращает боевые действия, а Словения и Хорватия приостанавливают на три месяца вступление в силу деклараций независимости. Последние части были выведены из Словении 26 октября 1991 года.

В Хорватии же продолжалась дискриминация сербского населения, и этнические стычки, что постепенно вело к эскалации конфликта. В Боснии уже начинались беспорядки. В самой Сербии усиливались антихорватские настроения, а так же антиалбанские настроения связи с желанием Косова выйти из состава Югославии, в данный регион были введены войска. Отдельно стоит отметить что именно во время начала возгорания конфликта в Косово, и на волне националистических настроений поднялась популярность будущего президента СРЮ Слободана Милошевича.

Война в Хорватии

Эскалация конфликта.

После неудачной попытки сохранить Словению в составе Югославии югославское руководство привлекло ЮНА к боевым действиям против ополчения и полиции самопровозглашённого хорватского государства. В июле 1991 года силы сербской Территориальной обороны начали наступление на далматинском побережье в рамках операции «Берег-91». К началу августа большая часть территории региона Бания оказалась под контролем сербских сил. После этого многие хорваты, а также македонцы, албанцы и боснийцы стали уклоняться от призыва в федеральную армию и дезертировать из ЮНА. Это привело к тому, что состав ЮНА постепенно становился сербско-черногорским.

Через месяц после провозглашения Хорватией независимости около 30 % территории страны находилось под контролем ЮНА и вооружённых формирований краинских сербов. Подавляющее преимущество сербских войск в танках, артиллерии и других видах вооружения позволяло им проводить длительные обстрелы позиций неприятеля, порой не считаясь с ущербом, наносимым гражданскому населению. В ходе боевых действий Дубровник, Госпич, Шибеник, Задар, Карловац, Сисак, Славонски-Брод, Осиек, Винковцы и Вуковарподвергались мощнейшим обстрелам со стороны югославских войск. Несмотря на то, что ООН ввела эмбарго на поставки оружия воюющим сторонам, у ЮНА было достаточно вооружения и боеприпасов для ведения крупномасштабных боевых действий. Эмбарго сильно ударило по боеспособности хорватской армии, и хорватскому руководству пришлось тайно закупать вооружение и контрабандой доставлять его в Хорватию. Хорватское руководство также разрешило въезд в страну радикальным представителям хорватской эмиграции, в том числе и тем, кто придерживался идеологии усташей времён Второй мировой войны. В последующем Франьо Туджман начал вести антисербскую пропаганду и оправдывать Усташей.

800px-Vukovar turm

Вуковарская водонапорная башня.

В августе 1991 года в ответ на блокаду югославского гарнизона в Вуковаре подразделения ЮНА перебросили дополнительные силы в Восточную Славонию и начали штурм города. Одновременно с осадой Вуковара бои шли на территории всей Восточной Славонии, у Осиека и Винковцев. В сентябре подразделения ЮНА практически полностью окружили Вуковар. Хорватский гарнизон (204-я бригада и формирования местных хорватов-ополченцев) оборонял город, отбиваясь в тяжёлых уличных боях от элитных бронетанковых и механизированных бригад ЮНА, а также нерегулярных формирований сербских добровольцев. На тот момент это была самая масштабная битва, приведшая к бегству мирного населения. Во время сражения погибло до 3000 человек, как гражданских так и военных.

Serb T-55 Battle of the Barracks

Подбитый танк Т-55

В первой половине сентября хорватские вооружённые формирования по приказу Туджмана массово атаковали казармы, склады и другие объекты ЮНА, находящиеся на территориях с большинством хорватского населения. Немногим югославским гарнизонам удалось выстоять, большая часть была захвачена или эвакуирована на территорию других республик, остававшихся в составе Югославии. В хорватской историографии эти события получили название «битва за казармы». При этом были зафиксированы военные преступления против сдавшихся в плен солдат и офицеров ЮНА. В ходе столкновений за военные объекты ЮНА были зафиксированы жертвы как среди мирного населения, так и среди бойцов хорватских подразделений и югославских военнослужащих. Например, в ходе захвата казарм ЮНА в Вараждине были убиты 3 мирных жителя, 2 солдата ЮНА и 1 хорватский солдат. Нерешительность Югославского командования привела к тому что Хорваты захватили огромное число вооружений, однако казармы находившихся на территории Сербской Краины оказались не затронуты, и их имущество перешло в руки Сербской Краины, и местных военных как Федеральных войск так и Территориальной Обороны.

1422979384 54d0e70506ee6

Разрушенный войной Вуковар.

Во второй половине сентября в результате стремительного наступления ЮНА вошли в город Дубравник где начались ожесточенные городские бои с Хорватской Национальной Гвардией. Во время данного сражения как Хорватами так и ЮНА применялась авиация.

В это же время появились первые свидетельства о военных преступлениях в Хорватии как со стороны Хорватов, так и со стороны Сербов. Данные события привели к тому что ООН ввело эмбарго на поставки оружия как в Югославию так и в Хорватию. Активную роль в этом сыграл президент России Соколов, который опасаясь возможного пополнения черного рынка советским оружием, и оружием социалистических стран после крушения ОВД продолжал крайне сильно повлиял на создание контрольных комиссий Интерпола, и ООН. Однако Хорваты тем не менее сумели наладить поставки оружия при помощи контрабанды.

В октябре флот Югославии начал блокаду основных портов Хорватии.Завершилась операция Берег-91. Франьо Туджман призвал народ к мобилизации. Продолжались бои за казармы. Бардак в руководстве СФРЮ постепенно стал сказываться на ведение боевых действий, из-за чего разгорелась нешуточная борьба за власть. На фоне развала Югославии, а так же провальных действий военных, вперед выдвинулся Слободан Милошевич, в то время президент Союзной Республики Сербия. Призывая к национализму, а именно к сербско-черногорскому.

Связи с нарушением эмбарго и в надежде прекратить конфликт в ООН велись обсуждения возможного введения войск ООН в зону конфликта.

5657676

Убитые Сербы в Хорватии.

Боснийская война

4BPLgL5fqGs

Боснийский Серб. Ополченец армии Республики Сербской.

Вмешательство России и НАТО

Операция "Орел"

Косовский кризис

Последствия. Восстановление Югославии

Информационная война

Военные преступления

Связь с конфликтами на постсоветском пространстве

В культуре