ФЭНДОМ

Яков II

Яков II и VII Стюарт

Яков II и VII Стюарт - последний католический монарх Англии и Шотландии - был личностью крайне противоречивой. С одной стороны его короткое правление принесло английским католикам надежду на эмансипацию и утверждение веротерпимости на Британских островах. С другой - авторитаризм и постоянные попытки править, не оглядываясь на парламент, который с 1685 года им ни разу не созывался. Свергнутый в ходе Славной революции 1688 года Яков так и вошел в историю с клеймом фанатика и деспота, и лишь во 2-й половине XX века историками были предприняты попытки объективно оценить его короткое правление.

Правление нового короля Вильгельма III Оранского принесло Англии Билль о правах, окончательно ограничившего власть короля, но и Акт о веротерпимости, узаконивший дискриминацию католиков. Вместе с тем, с приходом к власти новой династии Англия из ближайшего союзника превратилась в злейшего врага Франции Людовика XIV, неизменно выступая против нее в войнах за испанское и австрийское наследства и т. д. вплоть до середины XIX века.

Но что, если бы Яков II и его потомки якобиты удержали власть над Англией?..

Развилка

12 марта 1689 года Яков II при поддержке французов высадился в Ирландии, рассчитывая разжечь восстание среди католического ирландского дворянства, недовольного дискриминационной политикой Вильгельма Оранского. 14 июня следующего года в Ольстер во главе войска прибыл и сам Вильгельм. Две армии, общей численностью примерно 50 000 человек встретились на подступах к Дублину у реки Бойн. Силы сторон были примерно равны - армия Вильгельма была более профессиональна, т. к. Яков вынужден был опереться на плохо обученных ирландских ополченцев, однако наиболее боеспособными и с той и с другой стороны были иностранцы: у Якова - французы, а у Вильгельма - датчане и голландцы.

Однако за сутки до боя дело едва не решила случайность - во время осмотра брода через Бойн Вильгельм III попал под обстрел якобитской артиллерии и был ранен, однако остался жив. На следующий день - 11 июля 1690 года - произошло решающее сражение Войны двух королей, в ходе которого войска Якова II не были разбиты, но отступили, после чего чаша весов стала клониться в пользу Оранской династии. Но что если бы пушечное ядро оборвало жизнь короля Вильгельма? Оставшаяся без монарха, армия протестантов оказалась бы деморализована и в генеральном сражении потерпела бы сокрушительное поражение от якобитов, после чего Яков II высадился бы в Англии.

Битва на Бойне

Битва на реке Бойн

Его дочь Мария II, супруга-соправительница Вильгельма, оставшись без мужа, скорее всего, пошла бы на примирение с отцом, которого она искренне любила. Никогда не стремившаяся быть королевой Мария подпишет отречение в пользу Якова II со словами: "Зная, что мое сердце не создано для королевства, и моя склонность приводит меня к уединенной спокойной жизни". Яков, по замечанию историка Джона Миллера, рассматривавший абсолютизм лишь как инструмент обеспечения равноправия католиков, скорее всего пойдет на компромисс с парламентом, признав Билль о правах,в обмен на отмену дискриминационного Акта о веротерпимости. В результате страна получит по своим временам веротерпимого короля-католика, а Людовик XIV - верного союзника в уже идущей Войне Аугсбургской лиги.

1680-е

Продолжение следует...